Thumbnail imageРано или поздно, в старости или в юных летах Господь всех нас зовет к Себе. И этот Божественный призыв позволяет каждому в этой суетной жизни немножечко приостановить свой бег, приостановить для того, чтобы задуматься над смыслом своей жизни, задуматься над тем, что все мы, хотя и живем сейчас на земле, но являемся детьми Неба.

Когда человек, услышав этот Божественный призыв, несмотря на то, что жизнь со всеми ее прелестями старается завладеть всем его существом, задумывается над смыслом своей жизни, задумывается над тем, что он совершает, и, осознав свой личный грех, с покаянием обращается к Богу, - это на нашем русском языке называется "призыванием". Но мы из опыта нашей личной жизни знаем, что недостаточнотолько услышать этот призыв Божий, и недостаточно, может быть, сделать всего несколько шагов по направлению к Богу. Необходимо, чтобы вся жизнь человека была ответом на этот Божественный призыв.

Я заговорил с вами сейчас на эту тему не случайно: жизнь святителя и исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, свидетельствует о том, что, однажды услышав в своем сердце этот Божественный призыв, он не только откликнулся на него, но он всю свою жизнь посвятил служению Богу. Только что из уст наших детей мы слышали о том, что 10 лет этой жизни Владыка Николай провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Это были непростые годы, годы нелегкого испытания, когда пред ним стоял вопрос: или отказаться от Христа, отказаться от своей веры или продолжать идти за Христом. А мы знаем, что следование за Христом в те годы было равно смерти, не случайно поэтому многие и многие, - не десятки, не сотни тысяч, а миллионы людей пострадали за имя Христово в годы страшных гонений прошлого ХХ века. В этом для всех нас урок, урок того, что мы не только должны, услышав Божественный призыв, однажды прийти в храм, как нам кажется, для исполнения своего христианского долга, для того, чтобы поставить здесь свечку, чтобы, не понимая зачем, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, и с чувством исполненного долга вновь вернуться в суету земной жизни. Нет, братья и сестры, в этом нет исполнения нашего предназначения, к которому каждого из нас призвал Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Главное ведь даже не начало, а продолжение и конец той жизни, которую каждому из нас даровал наш Спаситель. Конечно, по нашим грехам, и мы это хорошо осознаем, мы, возможно, и не сподобимся быть мучениками и исповедниками имени Христова. Но дай Бог, и будем просить Господа и святителя и исповедника Николая, чтобы если мы и не сподобимся пострадать за Христа, то хотя бы с именем Христовым нам не разлучаться никогда.

Вот о чем всем нам вновь и вновь напоминает Святая Христова Церковь, совершая этот дивный праздник - праздник прославления священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Можно, братья и сестры, перечислять еще много полезных и спасительных для нас уроков, но мне бы хотелось в этот праздничный для всех нас день обратиться к вам не столько со своим словом, сколько с его словами назидания, с которыми он и сегодня обращается к каждому из нас.

Все мы знаем, какое большое значение в нашей жизни имеет покаяние. Почему оно имеет такое большое значение? Да потому, что, к сожалению, нет на земле ни одного человека, который бы не согрешал. И апостол Иоанн Богослов в своем послании так и пишет: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1,8). Действительно, мы с вами согрешаем постоянно, и поэтому покаяние имеет очень важное значение в нашей жизни. Не случайно, что и Владыка Николай уделял исповеди очень большое внимание. Им было сказано много назидательных слов и о покаянии, и о значении истинного покаяния. И когда с кем-либо случалось какое-то несчастье или кто-либо заболевал, Владыка первым долгом советовал этому человеку как можно строже исповедоваться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором оказался этот человек, или к лечению той или иной болезни. "Значит, - говорил Владыка, - какой-то грех не исповедан тобою как нужно.

Перебери все в памяти, вспомни и открой все духовнику. Подумай хорошенько, может быть, постеснялась какой-то грех исповедать, - вот Господь посылает тебе напоминание, чтобы ты не понесла из этого греха еще большего наказания. Помни всегда, что нераскаянный грех ведет к духовной смерти. Нечистая исповедь, - далее продолжает учить всех нас Владыка, - вот корень всех наших бед". А почему? "Потому что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам нет до Него дела". Как проницательны эти слова владыки Николая! Ведь действительно, братья и сестры, в благополучии нам нет дела до Бога, когда все в нашей жизни хорошо,зачем нам нужен Бог? "Исповедь воспитывает христианина, - учит нас далее Владыка. - Если ты откровенно исповедуешь грехи, у тебя есть гарантия впредь их не повторять.

Воспоминания о том стыде, который переживает кающийся во время исповеди, вовремя остановит в другой раз от совершения подобного греха, поможет в целом и бороться с грехом".

Часто бывало, что Владыка и сам совершал исповедь прихожан. И в этот момент Владыка кающемуся задавал такой вопрос: "Ты признаешь, что согрешил?" Очень часто кающийся на этот вопрос отвечал: "Да, признаю", и тогда Владыка говорил: "Вот и кайся в этом грехе и впредь старайся к нему не возвращаться. На исповеди для христиан не должно существовать никаких обстоятельств, которые оправдывали бы совершенный грех. Грех есть грех. Ты совершил его добровольно и, осознав свое поведение, освобождайся от греха чистосердечным раскаянием. Никогда не впадай в уныние, если снова упадешь, не устояв в добродетели. Имей мужество сразу подняться и снова бороться с грехом покаянием. Сколько раз упадешь - столько раз и поднимайся. И твердо запомни, что неисповеданный грех ведет душу к вечной погибели". Вот, братья и сестры, какой для всех нас полезный урок сегодня преподносит Владыка и исповедник Николай. Будем внимательны к самим себе, когда мыприступаем к Таинству исповеди, будем стараться, как этому учит нас Владыка Николай, исповедывать все грехи, в которых мы виноваты перед Богом. Это очень важно, потому что, и я вновь повторю сейчас слово митрополита Николая, "неисповеданный грех ведет душу к вечной погибели".

Также, братья и сестры, Владыка Николай учил всех и учит всех нас развивать любовь к людям и к Богу. "И как было во времена Ветхого Завета, - говорит Владыка, - так и сейчас об этом самом нужном деле люди забывают. Фарисеи видели первую заповедь или в соблюдении субботы, или в омовениях, или в жертвах. А мы что? - задает вопрос Владыка. - Иная бабушка говорит:

- Самое главное - соблюдать посты!

- Такая-то в храм Божий не ходит, нет ей спасения, - добавляет другая.

Други мои! Нужно и то, и другое, но ведь не это главное. Это только средства, а не цель. Главное в очах Божиих - это любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим. "Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет", - сказал Сам Христос. А заповедь Его и есть: "Да любите другдруга!", а если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание. Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги". Я еще и еще раз хочу повторить эти очень важные для всех нас слова святителя Божия: "Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги". И пусть никто из нас не думает, что если читает по десять акафистов в день, есликладет в день по 150 земных поклонов, если каждую службу ставит свечку на подсвечник, постится все четыре поста и плюс еще каждую среду и пятницу на седмице, то тем самым он уже спасен. Нет, не спасет нас все это, если мы не будем иметь деятельной любви кдруг другу. И вот об этом вновь и вновь нам напоминает святитель Христов Николай: "И на Страшном Суде о чем прежде всего спросит нас Господь? Сколько мы поклонов положили или как посты соблюдали? Нет! Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении?"

"Что значит быть милостивым? - задает вопрос святитель Христов Николай. - Подавать милостыню можно и телесную, и духовную. Если вы напоите жаждущего, накормите голодного, если к вам придет нищий и попросит одежды, а вы подадите ему хотя бы ветхое рубище прикрыть свою наготу, то всем этим вы окажете милость телесную. Дела милости духовной - утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения.

Всякую милостыню под видом человека принимает Сам Господь наш Иисус Христос, и это мы знаем совершенно точно. Не упускайте же случая, никогда не упускайте, сделать добро". Братья и сестры, прислушаемся к этому наставлению святителя Христова Николая.

И еще один урок, на который мне также хотелось бы обратить внимание. О нем говорит нам Владыка Николай: "Некоторые говорят: "Смирение - это признак слабости характера", человек будто бы должен иметь собственное достоинство. Но высшее проявление собственного достоинства и есть именно смирение. Самые богатые, мудрые, образованные люди не имеют той нравственной силы, которую дает Бог смиренным. Бог кому противится? Гордым. А смиренным дает благодать. Многие святыеудостаивались получить дар чудотворений именно за свое смирение. <:> Помните же, други мои, как дорого смирение в очах Божиих, и старайтесь украшаться им, да будете и вы, по обетованию Божию, наследниками Царства Небесного".

Вот тот завет, те уроки, с которыми к нам сегодня, как и всегда, обращается святитель Христов Николай. Постараемся исполнить все это в нашей жизни. И тогда то звание христианина, которое мы несем на своих раменах, будет пронесено нами достойно. Взирая на святителя и исповедника Николая: будем помнить, что никогда никакие беды, никакие лишения, никакие болезни, никакие скорби - ничто не должно отвратить нас от Христа Спасителя. Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы не хныкали, как это, к сожалению, очень часто бывает в нашей жизни. Что-то приключилось - и начинаем хныкать, начинаем жаловаться, что и это у нас не так, и то у нас плохо, и там-то у нас не по-человечески. Нет, не так мы должны жить. Об этом говорит нам святитель Христов Николай: все, что не совершается в нашей жизни, совершается по воле Божией, всеблагой, всесовершенной, вселюбящей нас воле Божией. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

nikolski.kz