mitropolit petrНе в удоб­ном ме­сто­рас­по­ло­же­нии — на пе­ре­крест­ке тор­го­вых по­то­ков и вод­ных артерий — сек­рет воз­вы­ше­ния Моск­вы над бо­лее слав­ны­ми и древни­ми го­ро­да­ми Ру­си. А в за­ве­те свя­ти­те­ля Пет­ра, пер­во­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го: быть Москве до тех пор, пока сто­ит Успен­ский со­бор и «мои ко­сти в нем по­ло­же­ны бу­дут».

За­ве­ща­ние

С мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и всея Ру­си Пет­ра на­чи­на­ет­ся Москва: по при­гла­ше­нию ве­ли­ко­го кня­зя Ива­на Ка­ли­ты он при­ез­жа­ет из Вла­ди­ми­ра Ве­ли­ко­го в быв­ший то­гда за­штат­ный го­ро­док удель­но­го кня­же­ства и за­кла­ды­ва­ет Успен­ский со­бор. В нем же за­ве­ща­ет се­бя по­хо­ро­нить, про­ро­че­ствуя о том, что этот со­бор бу­дет за­ло­гом про­цве­та­ния го­ро­да и кня­же­ско­го ро­да: «Ес­ли по­слу­ша­ешь ме­ня, то и сам про­сла­вишь­ся с ро­дом тво­им па­че иных кня­зей, и град твой бу­дет сла­вен пред все­ми гра­да­ми рус­ски­ми, и свя­ти­те­ли пожи­вут в нем, и вра­ги его по­беж­де­ны бу­дут, и про­сла­вит­ся Бог в нем».

Мит­ро­по­ли­та хо­ро­нят в при­го­тов­лен­ной им са­мим гроб­ни­це в стене Успен­ско­го хра­ма. Так мо­щи митро­по­ли­та Пет­ра ста­ли «кам­нем» в ос­но­ва­нии Успен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля и пер­вой его свя­ты­ней.

На­род­ное по­чи­та­ние и ис­це­ле­ния от мо­щей мит­ро­по­ли­та Пет­ра на­ча­лись сра­зу же по его кон­чине. При мос­ков­ском мит­ро­по­ли­те Алек­сии, как го­во­рит ле­то­пись, в празд­ник Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в 1372 го­ду, у гро­ба свт. Пет­ра ис­це­лил­ся маль­чик, немой, с па­ра­ли­зо­ван­ной ру­кой; свя­ти­тель Алек­сий ве­лел зво­нить в ко­ло­ко­ла и слу­жил мо­ле­бен. Офи­ци­аль­ная ка­но­ни­за­ция про­изо­шла через 13 лет по­сле кон­чи­ны, в 1339 го­ду.

Бо­го­ро­ди­ца раз­ре­ша­ет спор

Свя­ти­тель Петр был од­ним из пер­вых рус­ских мит­ро­по­ли­тов, чьи го­ды при­шлись на вре­ме­на бес­сла­вия рус­ской зем­ли. Как со­об­ща­ет жи­тие, ро­дил­ся он в се­ре­дине XIII ве­ка, ко­гда на Русь при­шли та­та­ры.

В 12 лет маль­чик ухо­дит в мо­на­стырь, изу­ча­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, пи­шет ико­ны (был «икон­ник чу­ден»), про­хо­дит ис­пы­та­ние за­тво­ром и из­би­ра­ет­ся игу­ме­ном но­во­го мо­на­сты­ря: крот­ким в на­зи­да­нии, обличав­шим со­гре­шав­ших без гне­ва. Ес­ли нечем бы­ло по­дать ми­ло­сты­ню, бу­ду­щий мит­ро­по­лит Петр раз­да­вал свои ико­ны и одеж­ды.

Га­лиц­кий князь Юрий, на зем­ле ко­то­ро­го на­хо­дил­ся но­вый (Но­во­двор­ский) мо­на­стырь, хо­тел ви­деть Пет­ра мит­ро­по­ли­том всея Ру­си. Ко­гда при­шло вре­мя вы­бо­ров, Петр, по прось­бе Юрия, едет в Константи­но­поль, где утвер­ждал­ся кан­ди­дат на ка­фед­ру мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го. Но в то вре­мя у мно­гих удель­ных кня­зей бы­ли свои кан­ди­да­ты на мит­ро­по­ли­чий пре­стол — вес кня­же­ства рез­ко воз­рас­тал, ес­ли мит­ро­по­лит всея Ру­си из­би­рал его для сво­ей ка­фед­ры. Был кон­ку­рент и у игу­ме­на Пет­ра. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, св. Ми­ха­ил Твер­ской, вы­дви­га­ет сво­е­го пре­тен­ден­та, игу­ме­на Ге­рон­тия. По пре­да­нию, меч­тав­ший о мит­ро­по­лии Ге­рон­тий са­мо­воль­но взял ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние, при­над­ле­жав­шее покойно­му мит­ро­по­ли­ту Мак­си­му.

Как го­во­рит жи­тие мит­ро­по­ли­та Пет­ра, Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца раз­ре­ши­ла спор — яви­лась Геронтию и ска­за­ла, что Петр — из­бран­ник Бо­жий и бу­дет рус­ским мит­ро­по­ли­том.

В 1308 го­ду Петр, по­свя­щен­ный в мит­ро­по­ли­ты пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Афа­на­си­ем, возвраща­ет­ся на Русь, но ме­сто для сво­ей ре­зи­ден­ции в об­ста­нов­ке кня­же­ских рас­прей на­хо­дит не сра­зу. По­сле 1300 го­да мит­ро­по­ли­ты не жи­ли в Ки­е­ве — опу­сто­шен­ный та­та­ра­ми, го­род прак­ти­че­ски обезлюдел. Во Вла­ди­ми­ре, где до Пет­ра бы­ла ка­фед­ра мит­ро­по­ли­тов, кня­жил слав­ный, но не благоволив­ший ему Ми­ха­ил. Все ча­ще мит­ро­по­лит Петр оста­нав­ли­ва­ет­ся в Москве, с кня­зем ко­то­рой, Ива­ном Ка­ли­той, воз­ни­ка­ет по­ни­ма­ние. В 1322 го­ду Петр окон­ча­тель­но из­би­ра­ет ме­стом сво­е­го пребыва­ния Моск­ву и за­ве­ща­ет быть в ней сво­им пре­ем­ни­кам — ки­ев­ским мит­ро­по­ли­там.

Кле­ве­та

Стро­го за­бо­тил­ся мит­ро­по­лит Петр о ду­хо­вен­стве, нрав­ствен­ный и об­ра­зо­ва­тель­ный уро­вень ко­то­ро­го неиз­беж­но по­ни­жал­ся за вре­мя ра­зо­ре­ния Ру­си. Со­хра­ни­лось его по­сла­ние — «По­уче­ние игу­ме­нам, попам и дья­ко­нам». «Преж­де все­го вам долж­но про­све­тить­ся кро­то­стию и сми­ре­ни­ем, от­се­ки­те... от сердец ва­ших гнев, ярость, за­висть, нена­висть, пьян­ство, ко­то­рое есть ко­рень вся­ко­му злу, и смехотворство», — пи­шет Петр. «Ес­ли са­ми вы бу­де­те тво­рить доб­рые де­ла пе­ред Бо­гом, то­гда в состоянии бу­де­те на­учить и сво­их де­тей ду­хов­ных».

Не раз вы­сту­пал мит­ро­по­лит ми­ро­твор­цем меж­ду кня­зья­ми, ли­шая их бла­го­сло­ве­ния на по­хо­ды друг про­тив дру­га, ука­зы­вая, что та­тар­ское на­ше­ствие — урок зем­ле рус­ской, не хо­тев­шей жить в ми­ре, и что путь к ми­ру — в един­стве и бра­то­лю­бии.

Ча­сто мит­ро­по­лит Петр предот­вра­щал кро­во­про­ли­тия, но и нема­ло на­жил вра­гов. Твер­ской епи­скоп Андрей от­пра­вил в Кон­стан­ти­но­поль до­нос с об­ви­не­ни­я­ми мит­ро­по­ли­та Пет­ра в си­мо­нии — поставлении епи­ско­пов за день­ги. Пат­ри­арх об­ви­не­нию не по­ве­рил, но ве­лел про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние, тре­буя оправ­да­ния. Был со­зван Со­бор. Все чле­ны Со­бо­ра ста­ли уко­рять кле­вет­ни­ка — кро­ме митрополи­та Пет­ра, ска­зав­ше­го обо­лгав­ше­му его епи­ско­пу: «Мир те­бе, ча­до. Не ты сие со­тво­рил, но древ­ний за­вист­ник ро­да че­ло­ве­че­ско­го, диа­вол. От­ныне блю­дись лжи, а про­шед­шее да про­стит те­бе Гос­подь». Епи­скоп Ан­дрей остал­ся нена­ка­зан­ным. В этом слу­чае по­ми­мо кро­то­сти и сми­ре­ния митрополит Петр про­явил и по­ли­ти­че­скую муд­рость, не же­лая осуж­де­ни­ем твер­ско­го епи­ско­па усиливать раз­дор меж­ду твер­ски­ми и мос­ков­ски­ми кня­зья­ми.

Борь­ба за един­ство Ру­си — глав­ный ду­хов­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра, через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий ее про­дол­жит дру­гой мос­ков­ский свя­ти­тель — мит­ро­по­лит Алек­сий.

Жи­вые мо­щи

В 1472 го­ду древ­ний Успен­ский со­бор ста­ли пе­ре­стра­и­вать. Разо­бра­ли над­гро­бие свя­ти­те­ля и уви­де­ли нетлен­ные мо­щи, ле­жа­щие от­кры­то: в 1382 го­ду, во вре­мя по­жа­ра при на­па­де­нии на Моск­ву ха­на Тохтамы­ша, огонь уни­что­жил гроб свя­то­го, те­ло же оста­лось невре­ди­мым. Мо­щи мит­ро­по­ли­та Пет­ра бы­ли пе­ре­ло­же­ны в но­вую ка­мен­ную гроб­ни­цу.

Через два го­да стро­ив­ший­ся храм об­ру­шил­ся, мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли за­сы­па­ны, но не по­вре­ди­лись. В 1479 го­ду зна­ме­ни­тый Ари­сто­тель Фио­ра­ван­ти стро­ит но­вый Успен­ский со­бор. 24 ав­гу­ста 1479 го­да туда тор­же­ствен­но пе­ре­но­сят мо­щи мит­ро­по­ли­та Пет­ра. Здесь же с тех пор хра­нят­ся и ико­ны, им написан­ные, де­ре­вян­ный пас­тыр­ский жезл с над­пи­сью: «Сми­рен­ный Петр мит­ро­по­лит всея Ру­си». В день пе­ре­не­се­ния мо­щей (24.08 по ст. ст.) бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра, мит­ро­по­ли­та мос­ков­ско­го и всея Рос­сии чу­до­твор­ца.

Алек­сандр Ра­ки­тин

www.nsad.ru