Слово в Неделю святых Праотец

Thumbnail imageВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Задолго до праздника Рождества Христова Святая Церковь как чадолюбивая мать начала готовить нас к встрече этого светлого всерадостного и мироспасительного праздника. Нынешний воскресный день именуется Неделей святых Праотец.

        Праотцы это люди, которые жили верой в обетованного Мессию. Несмотря на все жизненные перипетии, они сохраняли твердость веры.

Нелегко было этим людям сохранять свою веру в Истинного Бога в языческом окружении, в котором находился народ Израиля. Из Священного Писания мы знаем, сколько притеснений, гонений приходилось претерпевать этим святым людям. Так в течение почти ста лет строительства ковчега праведный Ной терпел насмешки. Он строил свой корабль не на берегу моря, а в центре материка, где не было ни одного водоёма. Но это строительство было не чем иным, как проповедью всем окружающим людям. Ной говорил людям о том, что они пребывают в грехе, и призывал их исправиться. А вместо покаяния люди смеялись над ним как над безумцем. Но только Ной со своим семейством и та живность, которую он по повелению Божию взял в ковчег, спаслись во время всемирного потопа.

Другого ветхозаветного праотца Авраама Святая Церковь наименовала отцом всех верующих. На протяжении десятков лет Авраам жил на земле, на которой родился. У него была жена, дом, большое хозяйство. И вот Бог повелевает ему оставить эту землю и идти туда, куда Он ему укажет. Кто бы из нас сегодня оставил всё и пошел не известно куда? Но Авраам оставил всё и пошел. За это Бог дает ему обетование, что от него родится величайшее потомство, которое будет как песок морской или как звезды на небе.

 Аврааму уже исполнилось сто лет, а детей у него не было. Но Авраам не сомневался в Божием обетовании. И у него рождается сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог вновь говорит Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Авраам мог сказать: «Господи, неужели Ты, давший мне обетование о бесчисленном потомстве, насмехаешься надо мной? Где же Твоя правда?» Но Авраам не сказал этого, он даже ничего не сказал Сарре, потому что побоялся, что она как женщина и мать начнет задавать эти вопросы Богу. Он взял своего сына и отправился на вершину горы, чтобы принести его в жертву Богу. Но Бог не допустил смерти Исаака, послав вместо него ягненка, запутавшегося в кустах. В этом урок для молодежи о том, как нужно слушаться своих родителей. Исаак понимал, для чего отец взял его на вершину горы, но он не противился отцу, а был до конца послушен его отцовской воле. 

 А псалмопевец, пророк и царь Давид дал нам урок покаяния. Этот простолюдин стал царем целого народа. Он имел не только множество дарований, но и человеческие слабости и согрешал. Однажды он так возжелал красавицу Вирсавию, что послал её мужа на верную погибель. И мы знаем, что Господь послал к нему пророка Нафана, который обличил царя в его грехе. И мы знаем, какое покаянное чувство вызвало это обличение в душе Давида, как слезно он молился перед Богом. Тогда им был написан покаянный псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». До конца жизни Давид оплакивал свой грех и просил Бога простить его тяжкое согрешение. Вот какой пример покаяния дает нам этот ветхозаветный праотец. Такое же покаяние приносил Богу сам Адам. После изгнания из Рая, находясь напротив затворенных райских ворот, Адам на протяжении всей жизни постоянно плакал о потерянном Рае.  

 Вспомнив это незначительное количество имен святых ветхозаветных праотцев, мы почерпнули уроки того, как мы должны жить, как мы должны готовиться к встрече пришествия Христа Спасителя. Святая Церковь, совершая тот или иной праздник, стремится к тому, чтобы мы переживали это событие как ныне реально совершающееся в нашей жизни. Поэтому событие и праздник Рождества Христова совершается в сердце каждого из нас. Сердце каждого человека является теми яслями, в которых воплощается Христос, пришедший на землю, прежде всего, ради моего спасения. Он пришел спасти не просто всё человечество в целом, а каждого отдельного человека. Такова цель пришествия Христа Спасителя. Если Он жаждет моего спасения, тот как же я должен жить, чтобы это пришествие Христово было не тщетно? Вот о чем нам необходимо задумываться.

 «Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:14-15). А если я друг Божий, разве я могу предавать своего Друга? Кто-то скажет: а я и не предаю Христа. И вот здесь мы ошибаемся. Предаем мы Христа, и каждодневно, потому что каждодневно совершаем грехи. Каждый грех есть предательство нашего Господа.

clip image008Из года в год Церковь преподает нам эти уроки. А становимся ли мы лучше? Или только надеемся, что когда-то наступит время нашего изменения к лучшему? Не будем ждать, потому что не знаем, наступит ли для нас это время. Давайте, уже сейчас приложим все усилия к тому, чтобы эти уроки были действительно сущностью нашей каждодневной жизни. Чтобы мы смогли достойно приготовить себя не только к Рождеству Христову, но и к Встрече, которая произойдет, когда мы предстанем перед Богом для того, чтобы войти в Жизнь Вечную.

 Мне бы хотелось напомнить слова апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1).

 Сегодня же за Божественной литургией мы совершили литию о приснопамятном митрополите Иосифе. Он умер в 1975 году. Многие еще помнят этого удивительного архипастыря, богослужения, которые он совершал в этом Никольском соборе, проповеди, которые он произносил с этого амвона. При пострижении в монашество его нарекли Иосифом в честь ветхозаветного Иосифа – одного из праотцев, память которых мы совершаем в этот воскресный день. Поэтому в день его тезоименитства мы помолились о том, чтобы милость и благословение Божии пребывали и с ним и с нами. И чтобы его молитвенным предстательством Господь всех нас сподобил достойно нести наше христианское призвание. Чтобы не к нам с вами Господь обратил укор, услышанный сегодня в евангельском чтении: «…много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Аминь

 Протоиерей Валерий Захаров, 2008 г.

nikolski.kz