Thumbnail imageГонения на Церковь в Казахстане начались сразу же с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма. В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. Так, в 1918 году в г. Верном был расстрелян священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский, в 1921 году в г. Петропавловске заколот штыками священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский. (В марте 1921 года под натиском красных пал Петропавловск. Чтобы навести страх на жителей, всех участников крестьянского восстания собрали на площадь перед Вознесенским собором. Епископ Мефодий служил в этот день Божественную Литургию. Крестьяне были вооружены вилами и прочими земледельческими инструментами. Произошло столкновение крестьян с красноармейцами, и на площади полилась кровь. В это время в церкви закончилась служба, Владыка вышел на площадь и обратился к народу со словом примирения. Он напомнил людям, что они православные и призвал остановиться, опомниться. Но ему не дали договорить. "Попа на вилы!" - раздались крики, и Владыка был заколот разъяренными красноармейцами. Уже убитому Епископу нанесли несколько штыковых ран и в одну из них воткнули крест. Это произошло 16 марта 1921 года.Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский

До сих пор неизвестно, где покоятся останки владыки Мефодия. По одной из версий Владыка был погребен близ Петропавловска на 5-м логу, куда сбрасывали всех убиенных во время мятежа. Будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), назначенный после отбытия ссылки епископом Петропавловским приложил немало усилий для установления места захоронения епископа Мефодия. Он неоднократно ездил на 5-й лог и совершал там панихиды.

По другой версии, как утверждали местные монахини, положив тело Владыки на сани и обложив дровами, они вывезли его из Петропавловска. Место погребения хранили в тайне, говорили лишь, что увезли владыку "домой".

Прошло много лет со дня гибели священномученика Мефодия, но память о нем до сегодняшнего дня свято сохраняется в сердцах верующих Петропавловцев, и небесное его предстательство доныне является покровом для всех православных жителей этого города, врученного Божиими судьбами его Святительскому попечению.)

В этом же году на горе Кзыл-Жар Аксайского ущелья близ г. Верного расстреляны местные пустынники - подвижники высокой духовной жизни иеромонахи Серафим и Феогност. Казни и расстрелы происходили по всему пространству новообразующейся советской республики. И тогда казахстанская земля впитала в себя кровь мучеников и вобрала, как залог будущего духовного прозябения, их святые останки.

...В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от центра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитетных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы.Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)

На окраине Южно-Казахстанской области, под городом Чимкентом, в поселке Яны-Курган отбывал свою последнюю ссылку выдающийся иерарх Русской Православной Церкви ХХ столетия митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В нескольких десятках километрах, в городе Мирзояне (ныне город Тараз) находился в ссылке митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). В Чимкенте в это время отбывал ссылку епископ Ростовский Евгений (Кобранов). Все три иерарха были арестованы и расстреляны 20 ноября 1937 года близ г. Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. С ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне, 8 из которых причислены на Юбилейном Архиерейском соборе к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Если продолжить перечень архиереев-новомучеников, пострадавших в Южно-Казахстанской области, то необходимо назвать: священномученика архиепископа Омского Алексия (Орлова), отбывавшего ссылку в г. Мирзояне и расстрелянного в г. Чимкенте, 4 сентября 1937 года; священномученика Николая (Климентьева), архиепископа Великоустюжского, отбывавшего ссылку в селе Ванновка, Тюлькубасского района, Южно-Казахстанской области и расстрелянного 31 декабря 1937 года и священномученика Бориса (Воскобойникова), епископа Ивановского, арестованного в г. Мирзояне 25 ноября 1937 года на пути следования к месту ссылки в Сыры-Суйский район и расстрелянного в г. Чимкенте 6 декабря 1937 года. Все эти расстрелы производились близ Чимкента в Лисьей балке. В настоящее время на этом месте администрацией города возведен мемориальный комплекс.

В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать мучеников и исповедников. Многих из ссыльных спасали тепло и сострадательность местных жителей, делившихся с ними хлебом и кровом. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священно-исповедника Николая, впоследствии митрополита Алма-Атинского и Казахстанского спас от смерти простой татарин. Осенью 1942 года он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.

Также и митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 года в ссылке в г. Кокчетаве был принят в многодетную казахскую семью и жил там, как уважаемый член этой семьи, тогда как русские жители Кокчетава принять в свои дома ссыльного епископа отказались.

Итак, Россия, за свое отступление от Бога, повлекшего за собой трагедию не только русского народа, но и некогда доверившегося ей народа Туркестанского края, искупила свое падение, обагрив Казахстанскую землю христианской кровью лучших своих сынов и дочерей. И промыслом Божиим, все направляющим ко благому, через эти мучительные страдания родилась "пустынная Невеста Агнца" - Церковь мучеников и исповедников Казахстанских. И сегодня, после прошедших лихолетий, над раскрытым под степным небом Антиминсом совершается непрекращающаяся Божественная Литургия, в которой сонмы мучеников и исповедников молятся за всех живущих на этой земле, призывая всех нас взять крест свой и следовать, как они, за основоположником нашей веры Иисусом Христом.

Вера Королева

nikolski.kz