img«По вере вашей да будет вам», – сказал Господь слепцам, и они тотчас прозрели. Повествует нынешнее Евангелие и об исцелении бесноватого; злой дух запечатал уста его, и отверзлись уста от прикосновения к ним десницы Господней.

Слепота и беснование. Не суть ли то недуги нашего времени? Зрение! – им наслаждается человек красотою мира, с помощью зрения, по книге Бытия – по живой книге вселенной, познает человек Творца, познает тот Высший Разум, к прославлению Которого призваны уста его. И вдруг... лишен человек и зрения, лишен и речи, беснуется он. Беснование современного человека так наглядно и очевидно, и происходит оно именно от слепоты духовной.

Тоска, скука, упадок воли к жизни, томление духа, растерянность, – не характерно ли все это для большинства, для подавляющего большинства современных людей, и, увы, молодежи? «Ужас бесцельности и ужас бессилия», – вот два ужаса, которые поражают ныне многих. Откуда же эти недуги духовные, как не от слепоты? Слепота рождает бесцельность, а от бесцельности, от потери смысла труда и самой жизни, рождаются эти страшные недуги. Для чего жить, – для борьбы? Трудиться лишь для того, чтобы существовать? Но – во имя чего, во имя какой цели? Во имя кладбища, смерти? «Больница, тюрьма и кладбище – вот три учреждения, которые господствуют в жизни», – говорит Бердяев. Но если это так, то жизнь является гнусной насмешкой над человеком.

Лишь цель, объективная и вечная, может собрать расслабленные силы человека, цельной сделать волю человека, направить силы ее к достижению цели. Но эта цель утеряна современным человеком. Он, быть может, и сознает существование ее, но, ввиду духовной слепоты и полоненности плотью, недоступен ему свет, от Цели исходящий. Клеть сердца его плотно закрыта, посему не может проникнуть в него свет утерянной Цели, свет вечного Смысла. А так как жизнь не терпит пустоты, мечется человек, чтобы заполнить жизнь свою, и, по слепоте своей, заполняет ее миражами, «ценностями кладбища» – тлением и прахом.

Неудовлетворенный, убивает он время в развлечениях, не созидающих, а расщепляющих личность его, единство воли, мысли и чувства.

Беснуется современный человек, утерявший гармонию сил своих внутри себя, пустотою мучится он. Беснуется от слепоты духовной. Да и как быть зрячим ему, когда сердце его замусорено, когда страсть и похоти прочно в нем гнездо свили? Чтобы получить способность сердцем воспринять свет, а затем и прозреть, необходимо вымести мусор из сердца, покаянными слезами и подвигом обращения к Богу, подвигом очищения, восстановить в себе силы духовные; только к чистоте стремящееся сердце способно воспринять свет и понять Цель. «Блажены чистые сердцем, яко тии Бога узрят», – говорит Христос.

Не без труда и слепцы получили прозрение. Долго бежали они за Христом-Светом. Затем, подверг Христос испытанию веру их: «веруете ли, что могу Я это сделать?», и лишь после засвидетельствованного ими: «ей, Господи», коснулся Христос очей их и они прозрели.

Вернуть человеку зрение, вернуть ему свет жизни, может только Свет Истинный - Христос, так же как и насытить душу бессмертную может только Бог», «не идея Бога, а Бог Живой, Сущий, так же как и жажду утолить может не мысль о воде, а лишь сама вода. Как воду надо пить, принять в себя, так и Бога недостаточно иметь в уме, в сознании, в мышлении, но надо дать Ему место в нашем сердце, в нашей воле, в жизни повседневной».

Вот, дорогие, путь к обретению Света и Цели для тех, кто утерял ценность жизни, кто страдает от бессмыслицы. Надо приложить труд, как приложили его слепцы евангельские. Труд и веру, как приложили их приведшие ко Христу немого-бесноватого.

Как же положить начало в поисках Смысла и Света? – спросите вы. «Поступай так, чтобы в каждом поступке твоем небо с землей сочеталось», – говорит В. Соловьев. «Не упусти случая сделать добро», – поучает нас известный московский врач, др. Гааз. Так поступая, мы находим Христа, а «находя Христа, мы находим себя», – говорит великий христианин р. Б. Феодор Мих. Достоевский. Без веры во Христа, как Сына Божия, утверждаемой деятельной любовью к ближним, и без постоянного, усиленного труда над своим сердцем невозможно прозреть человеку, – без этого в поисках цели и смысла жизни, всегда он будет блуждать в потемках мыслей, развлечений и суеты.

Богатый молодой человек в Париже. Он получил блестящее образование, перед ним блестящая карьера. Все блага жизни доступны ему. Пресыщенный жизнью, он думает... а дальше что? Только смерть, труд для нее? Безсмыслица! ... Тяжко и гнусно. И, несчастный – духовно слепой, принимает решение уйти из жизни. Он направляется к берегу реки Сены с намерением броситься в волны ее. Подходя к реке, снимает пиджак и случайно рука опускается в карман – он нащупывает кошелек, полный денег; у него мелькнула мысль отдать эти деньги бедняку. И вот идет он, заходит в какой-то двор, спускается в подвал, из которого доносятся стоны. Перед его глазами картина ужасной нищеты: бледные исхудалые детишки копошатся, в лохмотьях, на полу; стонет больная мать, она лежит с изнуренным лицом на убогой постели... Молодой человек отдает ей все свои деньги, и видит, как радость засияла на лице женщины, неземная радость зазвенела и в голосах ребятишек – «будет хлеб, будут и дрова»... Словно луч живительного света ворвался в темный, сырой подвал. И эти радость и свет перебросились в сердце юноши, потерявшего было смысл жизни. Впервые постиг он тайну блаженства, тайну счастья: она в сострадательной любви. И вспомнил он некогда слышанные слова: «возлюби Господа Бога всем существом твоим, а ближнего, как самого себя». Живи для других. Отныне не думал он утопить в речных волнах тело свое. Он понял, что, для счастья, необходимо покончить со своим эгоистическим «я», и решил он свое «я» утопить в океане людского страдания. В поступке юноши сочетались Небо и земля, и он прозрел. Исчезли ужас бесцельности и ужас бессилия, они сменились радостным сознанием ценности и смысла жизни.

«Когда Иисус шел, за Ним следовали слепцы и кричали: помилуй нас, Иисусе». Когда же Он в дом пришел, слепые снова приступили к Нему. Это и наш с вами, дорогие, путь. Приложите к сему великие возрождающие Таинства, очищающие сердце и восстанавливающие волю. Для одних то путь короткий, для иных же, по состоянию их сердца и воли, длительный и мучительный. Но всегда, при исповедании Христа Сыном Божиим и твоим личным Спасителем, если «со страхом Божиим и верою приступаем» мы к Нему в таинствах, то путь, приводящий к познанию Цели и Смысла Жизни. Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

azbyka.ru