mironosicyВторое воскресенье после Светлой седмицы — память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца. Мы знаем, что Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2—21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Разве закон наш судит человека прежде чем выслушает его?» (Ин. 7, 51).

А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (Мф. 27, 60). Эта гробница, в которой было положено Тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу — то есть место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей кельи, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно, у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.

Об этой гробнице сказано, что она была новой, туда никто никогда не был положен, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). В этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым. И в том, что эта гробница была высечена в скале, Святая Церковь тоже видит великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть — самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.

В Евангелии сказано, что Иосиф Аримафейский был знаменитым членом совета. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого Синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу. Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем. Но об Иосифе сказано еще нечто более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждет Царствия Божия и хочет быть его причастником, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тела Иисусова. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым. Но когда он увидел распятие Христа — может быть, он тоже был среди тех, кто стоял около этого Креста Господня, — его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.

Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда — та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе. Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.

И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: «сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126—127). Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.

В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.

И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира — «литр сто», что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2).

Но жены-мироносицы, несмотря на это, снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это значит, что поклонение, которое оказывают другие люди Христу, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу. У Креста Христова, кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, стояли жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. И по этой причине взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать Тело Христово. Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников, но со стороны слабых женщин. В моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем мы судим о них своим поверхностным судом человеческим.

Мироносицы идут, как сказано по-церковнославянски, «еще сущей тьме» — от этих слов возникает ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды, Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. «Сей день егоже сотвори Господь». День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.

Обратим сегодня внимание на простую единственную тайну. Когда все ученики разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя учениками Христовыми. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего. Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.

Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать Тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Этого достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе Воскресшем.

Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впадшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его Страстных дней; как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление; как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа; как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному Телу своего Спасителя. Как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова, как все святые. Как преподобномученица Великая Княгиня Елисавета и священномученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу распятому и воскресшему Его молитвою о убивающих их «прости им, Господи, не знают, что творят».

Как мы призываемся, каждый из нас, прикоснуться к нашему Господу своею жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». С тем, чтобы Крест Христов, который будет над нашей могилой, наш крест, которым увенчивается вся наша жизнь, соединился до конца с Крестом Христовым. Чтобы гроб, в который мы будем положены, стал «яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царского светлейший». Чтобы новая жизнь Воскресения Христова открылась нам, как наше собственное воскресение, и мы узнали, что этот единственный смысл жизни — любовь, которая у Господа одного есть, — нам принадлежит.

Протоиерей Александр Шаргунов

moral.ru