© Free

imgВо имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь нам предлагает чтение из так называемой Нагорной проповеди Спасителя. Этот отрывок начинается словами, который не всегда понимают. "Светильник тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло" (Лк 11. 34). Многие спрашивают, что означают эти слова. Почему око - светильник тела, и какое это имеет отношение к нашей душе и к нашей жизни?
Господь здесь сравнивает глаза человека с окном. Если окно чистое, если стекло в нем прозрачное, то солнечный свет легко проникает в дом, и дом полон света. Так же и глаз человека. Если он здоровый, если он чистый, хорошо видит, то все, что вокруг человека окружает, проникает в этот глаз, человек ясно все видит! Таким образом, глаз здесь уподобляется светильнику, то есть источнику света.
Но когда Господь говорит о глазе, об оке, Он имеет в виду не только телесные наши очи, а прежде всего - нашу душу.
И действительно, если человек имеет душу затемненную, замутненную грехами, то он именно так и видит все, что его окружает. Когда наступает затмение Солнца, некоторые люди, которые хотят посмотреть на него не мигая, коптят стекло. В закопченном стекле пропадает весь цвет, кроме самого диска Солнца. Иногда душа человека тоже бывает похожа на такое закопченное стекло. На что она ни смотрит, всюду видит темное, черное и злое. Каждый человек вызывает у нее подозрение, раздражение, ненависть, глухие темные чувства, потому что воля этого человека, его сердце, "окна его души" темны!
Человек злобный, циничный, распутный, человек надменный, который не считается с другими, такими же считает и всех окружающих. Ему даже трудно представить, вообразить, что люди могут быть добрые, честные, благожелательные. Нет, он всех меряет по своей мерке. Вот что означают слова Евангелия об оке, которое должно быть чистым.
В одной книге рассказывается притча о том, как сатана однажды сделал такое зеркало, которое человека доброго показывало злым, а человек чистый в нем выглядел замаранным. Все красивое становилось в нем уродливым и безобразным! И вот, бес, радуясь тому, что видит весь мир в искаженном, обезображенном, гнусном виде, все время старался все, что у него было перед глазами, исказить и унизить. Однажды это зеркало разбилось, и его кусочки стали попадать в глаза людям. Это просто старинная сказка, притча. Но она очень глубокая! Она нам, опять-таки, разъясняет, слова Спасителя о чистоте нашего ока.
Если вы идете по улице, если вы находитесь в общественном месте, видите незнакомых людей, - проверьте себя, какое у вас к ним отношение! Если они вызывают у вас неприязнь, отталкивание, если вы видите в них все уродливое, дурное, значит, ваше око нечисто, значит, твое сердце улавливает только темноту!
В Житии одной святой рассказывается, как она, будучи еще юной девушкой, хотела избрать себе монашеский путь жизни. Но в те очень древние времена женских монастырей еще не было. И поэтому она, переодевшись юношей, пришла в пустыню и попросилась в один из монастырей. Ее приняли, и она жила под именем Феодора среди пустынников и отшельников. Она была доброй девушкой, все братья обители ее любили. Но вот нашелся один монах, сердце которого было черным, который сам был как бы прогнившим человеком; в глубине его сердца гнездилось распутство, хотя внешне он выглядел человеком крайне благочестивым и набожным. Он стал подговаривать братию и убеждать их, что юный Феодор пришел в монастырь с недобрыми намерениями, что он человек нечистый и нечестный!
Наконец клевета дошла до того, что этот монах, в сердце которого бес злобы и клеветы все увеличивался и разрастался, обвинил Феодора, что у него в городе есть женщина и ребенок от этой женщины. Поскольку многие были в смятении и смущении, этот монах дошел до того, что подкупил какую-то жалкую, несчастную, бедную женщину, дал ей денег, чтобы она пришла в этот далекий монастырь, неся на руках дитя и уверяя: "Вот Феодор, мой соблазнитель, это его ребенок! Отцы-монахи, воспитывайте его теперь сами!" Бросив ребенка у порога монастыря, женщина, получившая деньги, ушла! Великий стыд и скорбь воцарились в монастыре; игумен вызвал Феодора и сказал ему: "Так-то ты обманул наше доверие! Мы всегда тебя считали честным и искренне стремящимся к подвижнической жизни юношей. А оказывается, ты только делал вид, что благочестив, а у тебя вот что происходит на стороне. Мы тебя отправим обратно в город, но сначала да будет тебе наказание: ты возьмешь этого ребенка и будешь воспитывать, потому что мать от него отреклась".
Ни слова не сказала эта девушка в свое оправдание и приняла все поношение и оскорбление молча. Она поселилась отдельно от монастыря, в жалкой хижине и стала воспитывать этого ребенка. Ну а конец этой истории те из вас, кто читал это Житие, знают: когда Феодора умерла, тогда монахи узнали, что они послушались клеветы, что это была юная подвижница, поистине святая душа, которая, вслед за Господом, понесла поношение, унижение и великую скорбь.
Спрашивается, откуда явилось это зло?! Оно пришло от завистливого ока человека, от его дурной воли! И мы должны все спросить себя (приходя из храма, мы должны всегда задумываться, вынесли ли мы отсюда что-нибудь нужное и полезное для нашего сердца или нет): как мы смотрим на людей? Как мы относимся к людям? Есть ли в нас доброе расположение к ним? Умеем ли мы прощать их грехи или, напротив, каждая пылинка на брате у нас вырастает в гору? А между тем любой камень, который висит у нас на шее, на собственной шее, кажется нам пылинкой.
Да будет око наше чисто. Ибо "если, - продолжает Господь, - свет, который в тебе, - тьма, то какова же тьма?" (Мф 6. 22). Значит, если то, что мы принимаем за свет в нас, живущих, окажется тьмой, то самая последняя тьма - это овладение дьяволом нашей душой. И тогда уже освободиться от него бывает крайне трудно. Все покрывается как бы черной пеленой, и человек отдалятся и от Бога, и от людей, и теряет себя. Чтобы не было этого, будем постоянно очищать и просветлять око своей души, как заповедал нам Господь. Ему же слава во веки веков.
Аминь.

Протоиерей Александр (Мень)
www.alexandrmen.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook