© Free

imgПосетив с проповедью о Благой Вести назначенные им города и селения и подтверждая Свою проповедь необычайными делами, исцелениями больных и изгнанием бесов, 12-ть Апостолов вернулись к своему Учителю, с радостью рассказывая Ему об этом. Это время совпало с мученической кончиной Предтечи Господня, св. Иоанна Крестителя. И Христос, удрученный великой скорбью, сел в лодку и велел ученикам тихо и незаметно плыть к пустынному месту, так как и утомленные сердца Апостолов искали покоя. Однако, отъезд их не прошел незамеченным. Народ опередил их: когда лодка причалила к берегу, там уже собрался народ, к которому присоединилась толпа паломников, направлявшихся в Иерусалим к празднику Пасхи. Все они походили на овец, не имеющих пастыря, и, сострадая им, Христос сошел к народу, учил его, проповедуя о Царствии Небесном и исцеляя больных.

День склонился к вечеру, а народ, как бы прикованный исцеляющим голосом и святым учением Христа, все еще оставался здесь. В своей восторженности пренебрегшая существенными потребностями жизни, голодная масса народа вот-вот могла оказаться, в темноте вечера, вдали от всякого жилища. Ученики начали беспокоиться, чтобы этот день не закончился каким-либо несчастным происшествием, которое дало бы новый повод к нападкам со стороны ожесточенных врагов их Учителя. Но Христос, Своим состраданием, предупредил их опасения и, как свидетельствует Евангелист Иоанн, Сам сообщил о затруднении Филиппу.

Произошло между Спасителем и Апостолами как бы небольшое совещание. Для покупки для такой массы народа, даже по куску хлеба, не было у Апостолов средств, к тому же, ввиду наступившего вечера, не было и возможности что-либо купить. Апостол Андрей упомянул, что у одного мальчика есть пять ячменных хлебов и две рыбы. Этого запаса так мало, что о нем и говорить не стоило. Но Христос спокойно сказал: «Велите им возлечь». Удивляясь и ожидая чего-нибудь необычайного, Апостолы велели народу расположиться на траве как бы для ужина. И Спаситель, став посреди народа, радуясь делу, которое хотел совершить, подняв очи к нему, возблагодарил Отца Небесного, благословил хлебы и рыбу, разломил их на части и передал ученикам, а ученики раздали народу. Насыщено было около 5-ти тысяч человек, не считая женщин и детей. И когда все насытились, Христос, чтобы наглядно подчеркнуть Своим ученикам, что в действительности совершилось чудо, и дать им наставление о необходимости избегать расточительности, сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». И «собрали двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов», – свидетельствуют Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн.

До этого события Христос совершал чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы, как объясняют св. Отцы, народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но и сам получил дар. Этим чудом Христос оправдал перед народом и Свои слова: «ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, и это все приложится вам».

Это чудо произвело глубокое впечатление на тысячи народа. И св. Иоанн Златоуст говорит: «Так умножить хлебы и две рыбы не менее значительно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо».

Умножение хлебов! Оно соответствовало, извращенному книжниками и фарисеями, ожиданию Мессии. И Христос, заметив нескрываемую возбужденность народа, «узнав, что хотят взять Его и сделать царем», велел ученикам сесть в лодку и раньше Его отправиться в сторону Капернаума. Сам же кротко и постепенно убедил народ оставить Его, и когда все, кроме самых восторженных, разошлись, Он быстро удалился от них на вершину горы, чтобы там наедине помолиться. Богочеловек-Христос чувствовал, что наступал страшный и торжественный перелом в Его жизни на земле и общением со Своим Отцом Небесным хотел укрепить Свою душу для тяжких невзгод грядущих дней.

В Евангельском повествовании о чудесном насыщении Христом многих тысяч дается нам образ Церкви. Тут Глава Церкви – Христос, Ее Создатель, тут и Апостолы – Христом поставленные пастыри, тут и народ. И уместно подчеркнуть слова Евангелия: сказав Апостолам: «вы дайте им есть» – «Иисус, взяв хлебы... раздал ученикам, а ученики – возлежавшим», и вспомнить слова Христовы, сказанные тем же Апостолам на Тайной Вечере: «сие творите в Мое воспоминание». В обоих случаях Христос как бы подчеркивает, что Им создаваемая Церковь является и должна быть Апостольской. Со дня Св. Троицы, со дня Сошествия Св. Духа, Апостолы и вся Христова Апостольская Церковь исполняют повеленное Спасителем: духовно питают весь мир, питают всех ищущих Бога и правды Его теми дарами, которые преподал Христос Церкви: словом Божиим, св. Тайнами, молитвой о всем человечестве. К этой Апостольской Церкви принадлежим и мы с вами, как живые клетки Христова Тела. Да поможет каждому из нас Пастыреначальник Христос не только физически принадлежать Его Телу – Его Церкви, но душою в ней жить. Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

azbyka.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook