© Free

imgВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие наши! Други мои! Ныне царственное торжество отмечает Церковь – Вход Господень в Иерусалим. Христос за три года Своего служения много раз молился и проповедовал в этом граде. Смиренно, в тихости исходил его Своими пречистыми стопами. Но теперь Сам Он для торжественного шествия избрал главную дорогу, ведущую из Вифании в Иерусалим через Золотые врата к храму.

Он шел в Иерусалим как Победитель, как Царь Славы. Воссев на жребяти ослем, в сопровождении многочисленной толпы, по мере приближения к Иерусалиму все более разрастающейся, под ликующие крики: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9) шествовал наш Спаситель к храму Божию. «Осанна» – значит «спаси, даруй спасение». Этим словом иудеи выражали особую радость. Пальмовые ветви и одежды устилали путь Христа.

Народ в восторге встречал и сопровождал Того, Кто вернул от смерти к жизни четверодневного мертвеца. Весть об этом невероятном событии с молниеносной быстротой облетела Иерусалим и всколыхнула сердца и умы всех собравшихся там на праздник Пасхи. Ошеломляющим, неслыханным чудом было воскрешение Лазаря. И как своего царя встречал народ Победителя смерти с ветвями и криками «осанна». Великий град гудел в ожидании чего-то еще более великого. Но вряд ли кто из участников этой торжественной встречи понимал глубину всего происходящего, знал, что присутствует при великом, судьбоносном начале победного шествия Господа Иисуса Христа на освобождение не одного человека, но всего рода человеческого от исконных врагов его: греха, смерти и диавола.

Этот торжественный день, только один день радостного ликования – благословен Царь, грядущий во имя Господне! – отделял Христа от крестного пути и неистовых воплей той же толпы: «Распни Его, распни!» Завтра, уже завтра начнется скорбное шествие Сына Божия и Сына Человеческого к всеславному празднику праздников – Светлому Воскресению. И этот путь Его вопреки ожиданиям и чаяниям всех – и учеников, и всего израильского народа – пройдет сквозь страдания и мученичество к смерти крестной.

Великим знамением Божественной силы предварил Господь начало Своего искупительного подвига. Воскрешением Лазаря, как неоспоримым свидетельством Своего Божества, последний раз воочию Господь открыл Своим современникам-иудеям, что Он есть источник жизни. На глазах у многих людей по Его самовластному слову: «Лазарь, гряди вон», – смердящий покойник восстал из мертвых. Последний раз делом являются соплеменникам слова Господни: «…аще Мне не веруете, делом Моим веруйте» (Ин. 10, 38). И все это для того, чтобы поняли они, что грядущие Его страдания, муки и смерть – это вольная жертва во искупление грехов всего рода человеческого – во спасение мира.

Дорогие мои, обратим свое внимание на великое действие Промысла Божия, в котором никогда и ни в чем не бывает случайности. Не нарушил Бог закона Своего и теперь. Христос как Агнец Нового Завета является на подвиг Свой в преддверии иудейской Пасхи, и ветхозаветная Пасха должна уступить место новому пасхальному агнцу. Агнец Божий предстоял пред великой борьбой с врагом Божиим, идя на брань с князем мира сего, творящим мировую трагедию человечества, чтобы отвоевать для Царства Небесного землю.

И в этот день, когда простой народ ликовал пред великой силой Божия чуда, вожди израильские в своем упорном богоборческом настроении, сознательно отметая заключенный с Богом завет, попирая все святое, дошли до последнего падения.

Стихийное торжество встречи Господа в Иерусалиме, Его победное шествие только ускорили решение участи Христа. И, преступая чрез заключенный с Богом завет, первосвященник Иерусалимский все же по долгу своего служения бессознательно изрек пророческие слова: «Да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет». Приговор вражды Победителю смерти и самому Источнику жизни и воскресения был: да распят будет.

Христос часть пути к Иерусалиму проследовал на молодом осле и лишь в конце пути пересел на ослицу. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, это тоже было не случайно, но Господь пророчески предсказал, что первыми войдут в Его Царство язычники и что только в конце веков Израиль покается, чтобы послужить Спасителю Своему, так долго продлится ожесточение Его родного народа. Дикий осленок, на которого еще никто из людей не садился, – это прообраз язычников, а ослица – иудеев.

В момент, когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и пред взором Его открылась панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19, 42). Всеведущий Сын Божий за общим ликованием зрел завтрашний день великого города и его народа, Свой Голгофский Крест, и скорбью исполнилось Его любящее сердце.

Последний раз Господь вошел в храм Иерусалимский, который мало походил на дом Божий, но больше на шумное торжище. Множество торговцев жертвенным скотом и голубями, меновщики денег – все шумело и кипело страстями и всяческой неправдой. На весь мир прозвучал тогда голос Христа Спасителя о храме Божьем и грозное предупреждение всем, забывающим о великой истине его назначения: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Господь Своей Божественной властной рукой изгнал все недостойное храма Божия и исцелил в нем многих слепых, хромых, самим делом подтверждая этот закон. Храм Божий – Небо на земле – дарован людям на все времена как дом молитвы и лечебница душевных и телесных немощей человеческих.

Нам, дорогие мои, надо свято хранить память об этом Божием завете. И тогда, в Иерусалимском храме, чуткие к чистой сердечной радости дети сопутствовали Христу благодарственными восторженными восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Осанна в вышних!» Книжников, пытавшихся запретить детям славословия, Сам Господь остановил такими словами: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенец и ссущих [грудных детей] совершил еси хвалу?» Так, не сознавая того, впервые дети и благочестивые иерусалимские паломники наполняли ветхозаветное предпразднство Пасхи новозаветным содержанием, прославляя Искупителя, грядущего на подвиг за спасение мира. Люди шли на зов своих сердец, и их устами говорило все человечество, от Адама до верующих людей последнего поколения на земле.

Позднее в свете Воскресения Христова открылось великое значение той иерусалимской «осанны». Радостные возгласы при входе Господнем в Иерусалим соединились с непрестанным возглашением ангелов на небесах, поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Осанна в вышних!» Эта первая земная «осанна» явилась отблеском вечной «осанны» небесной. И хотя торжество любви скоро, очень скоро сменилось злобой и ожесточенной ненавистью предательства, когда общим смятением и страхом были подавлены и развеяны и преданность, и вера, это первая громкая земная «осанна» не умерла и не только не забыта, но осталась с тех пор на земле неумолкающей, непрерывно продолжаясь во Вселенской Святой Церкви Христовой. Осанна Входа Господня разнеслась из Иерусалима по всему миру, всюду, где есть храмы христианские. Праздник Ваий – Вербное воскресенье – есть тому живой и громкий свидетель.

Многое меняется в жизни, рушатся мировые устои, волны гонений поднимаются на веру и Церковь, но из года в год непрерывно будет повторяться благодарными верующими эта встреча Господа, грядущего на вольные крестные страдания за спасение этого мира. И пение «осанна!» возносится не только в этот праздник, но и ежедневно при совершении Божественной литургии. Во время приношения Евхаристии при чтении тайных совершительных молитв Тела и Крови Христовых Церковь вслед за ангелами воспевает: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» И мы, чада Святой Церкви, подобно древнему Израилю, но уже осознанно встречаем и прославляем Господа в преддверии Его страстей с вербами и возженными свечами в руках, веруя Его обетованиям о воскресении в последний день мира всех живших на земле.

Верба, первая очнувшаяся у нас от зимнего сна, явственно, подобно Божественному Писанию, проповедует о воскресении мертвых, что впереди весна жизни, что все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами. Природа благовествует ежегодно возрождение жизни, прообразуя своими таинственными действиями дела Божии, дивные, великие, непостижимые. Через неделю мы с замиранием сердца будем ожидать радостного возгласа о Воскресении Христовом, о победе над смертью, несущей и всем нам весть о будущем нашем воскресении из мертвых. Так пусть в нынешний праздник Ваий вдохновенно, с крепкой верой звучит в наших сердцах евангельский и ангельский возглас: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» А наши святые чувства и мысли, дарованные нам этим праздником, пусть не окажутся минутными и преходящими, не развеются от суеты мирской или смятений нашего лукавого времени.

Грядут дни Страстной седмицы, не отойдем же, дорогие мои, от нашего Спасителя в эти дни. Последуем за Ним сердцем и мыслями на Божественные службы и будем соучастниками Голгофского подвига, ради нас свершенного Спасителем. И тогда в день Воскресения Христова сподобит и нас Господь высшей радости – всей душой, от полноты сердец петь и возглашать победную песнь о Воскресении Спасителя мира. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

otetsioann.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook