Вход Господень в Иерусалим15 апреля - праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). По традиции, в этот день верующие пришли в храм с вербовыми ветвями, символизируя тем самым встречу невидимо грядущего Господа нашего Иисуса Христа.

"– Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому – верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является "начатком" всего живого, знаком того, что все – от Бога. Верба – одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку.

О вербе есть много суеверий – в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки.

…Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь – животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел – животное мира, Христос – кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов – книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания.

Вербное воскресенье – день праздничный. "Не бойся, дщерь Сионова! – это обращение к Иерусалиму, – Се, Царь твой грядет". Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии – разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов – римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя – картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы "Осанна!" сменяются на "Распни его!"."

Прот. Вячеслав Харинов
azbyka.ru