© Free

I. Свв. муч. Сергий и Вакх, заслуженные воины, память коих празднуется сегодня, были любимцами императора Максимиана и пользовались большим уважением при римском дворе.

Несмотря однако же на общее уважение к ним, как к «мудрым в совете и храбрым на войне», Максимиан, ненавистник христиан, узнав, что они также принадлежат к верующим во Христа, употребил сначала все старания, чтобы отклонить их от истинной веры, но, не успев подействовать на них ни обещаниями, ни угрозами, отправил их к Антиоху, правителю одной из сирийских областей, с предписанием ему уговорить Сергия и Вакха отречься от Христа или предать их жесточайишим истязаниям и смерти. Христиане радостно совершали свой путь, нисколько не страшась мучений.

Между тем Антиох, хотя и был известен своею ненавистью к христианам, но помня, что он был обязан своим возвышением бывшим царским любимцам – Сергию и Вакху, не захотел способствовать гибели своих благодетелей и потому усердно убеждал их отступиться от христианской веры, за которую должны будут они принять смертную казнь...

– Напрасны слова твои, – возразили ему христиане, – и честь, и позор, и жизнь, и смерть, все это – ничто для того, кто жаждет вечной жизни: Христос – наша жизнь, а смерть за Него – наша истинная слава...

Видя невозможность поколебать веру исповедников, Антиох велел отвести в темницу Сергия и в то же время приступить к истязаниям Вакха; среди мук и скончался Вакх... Истерзанные останки его, выброшенные на съедение зверям и птицам, были тайно унесены христианами и погребены в пещере, в которой они сами скрывались.

В эту же ночь Вакх, сияющий блаженством, явился в сновидении Сергию, скорбевшему о нем в темнице, и утешил его извещением, что он уже перешел в мир вечной радости, и друга своего укрепил Вакх на предстоящий ему мученический подвиг.

Недолго пришлось Сергию ждать исполнения этого радостнаго возвещения его друга: на другой же день он, обутый в железные сапоги с длинными и острыми внутри гвоздями, должен был сопровождать Антиоха в разные города, куда он отправлялся по делам службы. – Прибыв с правителем в сирийский город Розаду (Сергиополь), измученный пыткою, вынесенною в пути, Сергий предан был новым жестоким истязаниям и среди них, «радостно воспевая псалмы и молитвы», кончил свою жизнь под мечом палача...

II. Вы, возлюбл. братия – христиане, вероятно, обратили внимание на то, что свв. мученики, несмотря на предстоявшия им мучения и даже во время самых мучений, не переставали радоваться о Господе, о том, что эти скорби и муки ведут к вечной радости и блаженству. Следовательно, у истинных христиан при всех, даже самых бедственных, обстоятельствах жизни есть много причин к истинной радости о Господе.

а) Любовь Божия к людям – вот первая причина христианской радости. «Любовь Божия к нам», говорит апостол, «открылась в том, что Бог послал в мир единороднаго Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него, – дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (1Ин.4:9. Ин.3:16). Вот начальное действие любви Божией к верующим во Христа, Сына Божия, и первая причина, по которой мы – христиане должны радоваться «о Господе!»

Чтобы лучше судить, какое великое благодеяние оказал нам Бог, послав в мир единороднаго Сына Своего ради нашего спасения, припомним, братия, что совершил Сын Божий для спасения человеков? Божественным учением Своим Он просветил их умы, разсеял мрак языческих заблуждений и разлил в мире свет истиннаго боговедения; в святейшей жизни Своей Он представил им образец нравственнаго совершенства, а вместе и побуждение вести себя добродетельно; при том Он страдал, пролил кровь Свою и умер на кресте «за грехи всего мира» (1Ин.2. 2), Своею кровию Он омыл наши грехи и примирил нас с Отцем небесным, Своею смертию Он попрал нашу смерть и призвал нас к жизни вечной, Своими страданиями Он избавил нас от адских мучений и даровал нам право на блаженство в горних обителях Божиих. Можно ли не радоваться такому благодеянию Его, можно ли не благословлять за него Господа? Одна мысль о Нем должна приводить в восторг сердце верующаго, «Радуйтеся» же, братия, «всегда» о «Господе, и паки реку, радуйтеся!» (Флп.4:4).

б) Но, кроме этой, указанной нами причины радоваться о Господе, есть и другая. Она заключается в том, что милосердый Бог, совершив чрез I. Христа великое дело искупления нашего от греха, смерти и ада, не оставил нас – христиан без призрения; но отечески промышляет о нас, и Своим премудрым промыслом располагает все ко благу нашему, даже самыя скорби и несчастия, по уверению апостола, обращает «на пользу» нам, что-бы мы чрез них могли «иметь участие в святости» Его (Рим.8:18. Евр.12:10). И подлинно, если мы обратим внимание на себя и на жизнь нашу, если мы разсмотрим обстоятельства ея, вникнем в причины и последствия того, что происходило в нас и с нами: то необходимо усмотрим следы дивнаго промышления Божия о нас. Только слепой может не видеть их, только неразумный может объяснить все одним случаем и стечением обстоятельств. Посмотрите, говорит Спаситель ученикам Своим, эти «две малыя птицы продаются за ассарий» – за полкопейку – «и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего, а у вас и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих» таких «птиц», поэтому о вас еще более печется Отец небесный (Мф.10:29–31). «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», сказал Он всем верующим в Него в лице апостолов (Мф.28:20); значит Он так же присущ нам, как и апостолам, и так же печется о нас, как промышлял о них. Не должно ли это наполнить сердца наши восторгом и упованием на Господа? «Радуйтеся» же «всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся!»

в) Мы вновь приглашаем вас к радости, потому что у христиан есть новая причина к ней. Для чего Господь искупил род человеческий и промышляет о нас ныне? Для того, чтобы мы при Его помощи достигли того блаженства, которое предназначено верующим во Христа в будущей жизни (Тим. 2, 11–13). Это блаженство и подает нам новую причину радоваться о Господе. Слово Божие свидетельствует, что пред вступлением в вечность все мертвые воскреснут с обновленными телами, а живущие изменятся для новой – нескончаемой жизни. Тела их по воскресении будут духовны, нетленны и безсмертны, подобны тому, с каким воскрес I. Христос – «первенец из мертвых» (Откр.1:5); а души их, сообразно с состоянием тел, вероятно, получат высшее духовное развитие, приблизятся к природе чистых духов, пред коими и ныне «немного умалены» (Пс.8:6), и некоторым образом уподобятся Самому Богу, «ибо узрят Его», по словам апостола, «как Он есть» (1Ин.3:2). Воскреснув из мертвых и духовно изменившись, верующие во Христа «восхищены будут на облаках на воздух, в сретение Господу», имеющему притти во славе на торжественный суд, чтобы воздать каждому по делам его (1Сол.4:15–17). На этом суде они пред всею вселенною услышат из уст праведнаго Судии сей вожделенный приговор: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство небесное, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Тогда они внидут в это блаженное царство, облекутся небесною славою, просветятся, яко солнце, сядут окрест престола Божия, будут всегда с Господом, станут зреть Его лицем к лицу и наслаждаться такими благами, «каких око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило» (Мф.13:43. Откр.22:1–5, 1Кор.2:9). Блаженство их будет так велико, и чувство его так сильно, что они в преизбытке восторга, по прозрению Тайновидца, непрестанно будут славословить и благодарить Господа за дарованное им спасение (Откр.5:19–14. 7, 10–17). Вот какое невыразимое блаженство предназначено верующим во Христа в будущей нескончаемой жизни! В этом блаженстве и мы, братия, можем участвовать по милости Божией.

Как же нам не радоваться, представляя его, как не благодарить Господа, столько благодеющаго нам? «Радуйтеся» же «всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся!»

III. Но радуясь ныне тому, что Господь искупил нас, промышляет о нас и предназначил нам вечное блаженство на небе, позаботимся, братия, чтобы наша радость об этом не была напрасна. Господь искупил нас от греха и пагубных последствий его для того, говорит апостол, «дабы мы, избавившись от греха, жили для правды» (1Пет.2:24); Господь отечески промышляет о нас и посылает нам спасительную благодать Свою для того, говорит тот же апостол, «дабы мы, отвергнув нечестие и мирския похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили, в нынешнем веке» (1Тим.2:11. 12); поэтому, нам и должно так жить, дабы благодать Божия была не тща в нас и чтобы не подвергнул нас Бог наказанию за то, что мы пренебрегаем ее и нерадим о спасении нашем, о котором Он так много печется. Господь предназначил всем христианам вечное блаженство в царстве небесном, но дарует его только достойным его, – только тем, кои чисты сердцем, жаждут правды, стараются быть нравственно совершенными, «а неправедники», по уверению апостола, «царствия Божия не наследуют» (Мф.3, 3–10. 1Кор.6:9. 10).

Протоиерей Григорий Дьяченко (Сост. по «Слов. и «бесед.» Платона, митр. киевскаго, Киев, 1892 г.)

azbyka.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook