© Free

Рождество Иоанна ПредтечиСегодня, дорогие отцы, братья и сестры мы торжественно прославляем рождество великого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, того величайшего праведника, о котором предвозвещали еще ветхозаветные пророки и который явился перед днями пришествия Христа Спасителя во плоти. Тот, о ком с таким великим дерзновением проповедовал праведному Захарии Святой Архангел Гавриил, возвещая ему о исполнении Божественной воли, о том благоволении Бога, которое наступает в людях с рождением этого земнородного человека, но поистине удивительного, непохожего на этот грешный мир, хотя Он родился в той же плоти, с тем же составом и той же природой, как и всякий живой, живущий, живший и имеющий  жить на земле человек.

Иоанн Предтеча поражает нас своим служением, поражает своей земной жизнью, хотя о нем так немного сказано в Евангелии, но того, что сказано достаточно для того, чтобы поразиться и понять, что действительно большего в рожденных женами, чем Иоанн Креститель, не было и нет. Больше его только Сам Христос Спаситель – истинный Бог и истинный Человек, больше его Пречистая Дева Мария, носившая во чреве Своем воплощаемого Бога Слова.

Праведные Захария и Елизавета были действительно праведниками, как об этом говорит нам евангелист Лука, и, состарившись в своей праведности, они уже не чаяли такого утешения, как рождение ребенка. И вот во дни череды священнического служения Захарии является архангел Гавриил, является с тем, чтобы благовестить ему о рождении у него сына. И что же говорит этот небесный вестник, и не просто вестник, а тот, который как он сам о себе выразился: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк. 1:19). То есть это один из семи величайших ангелов, который не просто предстоит перед Богом, как все небесное воинство, но предстоит перед Ним в непосредственной близости. В этом есть его главное служение: предстояние перед Богом с тем, чтобы уже дальше по небесной иерархии возвещать Божественную волю более низшим чинам ангельским. Но здесь не передается эта воля Божества через других ангелов, но сам предстоящий перед Богом Гавриил предстоит перед Захарием и говорит ему, что у него родится сын.

Великий Предтеча Иоанн поражает нас в своей жизни преданностью Божественной воли, своим служением всецело преданный тому Божественному замыслу, на который он призван. И к этому призван каждый из нас с вами. Как говорил преподобный Нектарий Оптинский: жизнь человека на земле есть исполнить Божественную волю. И Божественная воля не есть что-либо отвлеченное, как какой-то список схем, директив, указаний. Но воля Бога это есть постоянное действование Божества в этом мире, всеблагое действие, содержащее этот мир в гармонии, содержащее этот мир в чистоте, святости, в совершенстве. Но человек, отпавший от Бога, эту гармонию разрушает своею волею, нарушая ее, сопротивляясь Богу, а тем самым сопротивляясь тому Божественному порядку, который учинен во Вселенной, установлен Творцом. Но к этому порядку, порядку Божественному, вновь призывает нас Предтеча. Как говорит о нем архангел Гавриил, что он «предъидет перед Ним, (то есть перед Богом), духом и силой Ильиной обратить сердца отцов на чада и противныя мудрости праведным», «и многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их». И далее говорит великий архангел Гавриил: «уготовати Господи люди совершенны» (Лк. 1:16-17).

Именно для этого пришел в мир святой пророк Иоанн, чтобы уготовать Богу совершенных людей. К этому призывает он нас в этот Благознаменитый день, в этот день своего торжества, своего рождения. Он рождается приготовить людей совершенных для Бога, поэтому и мы, прославляя его величайшую память, благоговяя перед его человеческим подвигом, должны понимать то, что наше прославление его будет, прежде всего,  стремление к совершенству. Он пришел призвать тогда еще ветхозаветных людей, чтобы изменить их сознание к  принятию Христа Спасителя. Того, Кто должен был разрушить все земные чаяния еврейского народа, разрушить их земное представление о Мессии и о земном Израиле, и возвести их разум, их сознание к принятию той великой Божественной истины, что Спас миру Христос, приносит небесный ученик небесную правду, духовную свободу, духовное торжество и освобождение от рабства страстей, от рабства дьявола – родоначальника человеческого греха, ненавистника человеческого рода. И мы с вами призваны к этому совершенству во Христе, призваны с тем, чтобы действительно стать народом Божиим, чтобы как возвещал исполненный Святого Духа отец великого пророка Захария, говоря о Ветхом Завете, говоря, что его сын рождается с тем, чтобы Господь дал нам без страха «из руки врагов наших, избавльшимся служить Ему в преподобии и правде пред Ним, во все дни живота нашего» (Лк. 1:74-75).

В чем же это служение правды, в чем это служение в преподобии? В том, чтобы уразуметь, что Сын Божий явился в этот мир, чтобы разрушить дела дьявола, разрушить этого великого тирана, разрушить и упразднить державу этого великого гордеца. В этом великий замысел Бога.

Иоанн Предтеча призывает нас осознать то, что открылось и открывается пришествие Христа в мир, чтобы мы вновь научились любить Бога, чтобы мы по благодати, данной человеку в новозаветной Церкви, излитой благодаря страданиям и воскресению Христа Спасителя, смогли воспринять волю Божию, как нашу с вами жизнь, как ту гармонию, к которой должно стремиться наше христианское сердце, в которой единственной мы можем обрести радость и чистоту и покой; к той гармонии, которую утратил наш праотец Адам, и которую дарует новый Адам – Христос; чтобы праведность, добродетельная жизнь стала внутренним состоянием нашего сердца. Чтобы это не было чем-то вымученным, как это зачастую бывает среди нас, когда мы, стремясь исполнять волю Божию, порой выплескивем, как в той притче, вместе с водой и младенца, когда мы легко усваиваем какие-то внешние предписания, определенную череду каких-то запретов, но с таким трудом способны на духовное творчество, чтобы исполниться или хотя бы начать стремиться к милости, потому что милость – это одно из свойств Божества, одно из Его имен. И мы с вами должны стать воистину милостивыми. Об этом говорит нам и заповедь Блаженства: «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут» (Мф. 5:7). Мы должны научиться этому милующему сердцу, не только ревнующему о спасении своей души, но способному прощать, уживаться, любить окружающих нас с вами людей. Научиться любить не лицемерно, не притворно, не поверхностно и сиюминутно, но научиться любить той любовью, которой любили ближнего святые.

В этом и состоит воля Божия, чтобы мы были святы, как свят наш Небесный Отец. Как Он проливает дождь на неблагодарные и злые, и солнцем Своим светит на праведные и неправедные, чтобы мы учились тому, о чем нам говорит Священное Писание, учились по-настоящему быть терпеливыми, снисходительными, благодушными по отношению к нашим с вами братьям и сестрам, терпеливыми даже по отношению к себе, терпеливыми к своему греху в том смысле, чтобы не искать ложной святости в себе и бесконечно требовать ее, а стремиться к ней по-настоящему, признавая себя грешным по существу, а не сопротивляясь этой мысли всеми силами души, не желая принять то, что действительно мы - падшие существа, и мы нуждаемся в Спасителе и Боге, Который пришел восставить нас, воззвать из этого греховного рва, из этой бездны, из этого падения.

И пусть великий Креститель и Пророк Иоанн, пришедший «уготовать Богу люди совершенны», будет ходатаем и предстателем за нас с вами, чтобы мы научились любить своего Творца, как любил Его он, чтобы мы стремились исполнять волю Божию всем существом своей человеческой души. Стремились к этому всей высотой своего человеческого духа, чтобы в этом обрести нам подлинный смысл своей жизни, в этом обрести ее наполненность, чтобы в этом служении Богу, в этом служении ближнему обрели мы покой здесь на земле, вошли в общение с живым Богом, призывающим нас в Свое Пренебесное Царство, и с этим залогом смогли войти в жизнь вечную. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

www.optina.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook