LazarВо имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отцы, братья и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке Господь дал нам притчу о богаче и Лазаре, которая, в общем-то, учит нас одному — прежде всего милосердию.

Был богач и был Лазарь, который находился около его имения у ворот. Богач каждый день пиршествовал, имел достаток, одевался в порфир и виссон. Это еще раз подчеркивает его богатство, потому что порфир это очень дорогая краска, получаемая из морских раковин, которой красили верхнюю одежду, а виссон — тончайшее такое полотно, которое проходило даже сквозь перстень. И в этом роскошестве богач пировал ежедневно блистательно, как сказано в Евангелии, или светло по церковнославянски. То есть каждый день он находился в пиршестве. А рядом с его имением находился вот этот бедный, имя которому Лазарь.

Не случайно в Евангелии Господь нам эту притчу дает и не упоминает имя богача. По ветхозаветному учению, да и по новозаветному тоже имя дается для вечности. Богач своим поведением как бы вычеркнул себя из вечности. Даже в наше время на восьмой день положено нарекать имя. Почему на восьмой день? Потому что это символ вечности.

Про богача ничего не сказано.

Находясь в таком тяжелом положении, однако, Лазарь не роптал. И в этом его великая добродетель. Именно за то, что он не осуждал богатого, не осуждал находящихся рядом, не имел ропота и не отчаивался, Господь удостоил его лона Авраамова. Ибо сказано, что в один из дней Лазарь почил и был отнесен ангелами, то есть с почестями, на лоно Авраамово. Умер и богач, сказано очень скромно. И похоронили его. Пришли и отдали определенные человеческие почести, разделили имение. И нет человека. И забыли его. Имя его в вечности стерто.

Это наводит нас, конечно, на серьезные мысли о том, что необходимо помнить всегда, что мы находимся всегда в присутствии Божьем. Что то богатство, которое дано нам, это не наше. Господь дал. В этой же притче упоминается, что когда богач возмущается, Господь ему говорит, что тебе все дано было на земле, все пиршества, а Лазарь бедствовал. Поэтому ты получаешь одно, а Лазарь другое.

Казалось бы, можно подумать, что богач, находясь во аде, в огне, как-то изменился, покаялся. И он просит праведного Авраама, чтобы тот послал Лазаря к его родственникам, чтобы они вразумились, пришли в себя и не творили эти беззакония. Но многие толковники считают, что это не так, что даже здесь, находясь во аде, сердце богача уже прилепилось к злу. И он желает только одного, чтобы Лазарь покинул на время лоно Авраамово, спустился на землю. Его там никто не признает, изобьют, никто не поверит ему, что какой-то нищий, валяющийся в струпьях, не имеющий ничего, вдруг оказался у Бога выше, чем блистательно живущий человек, которому Господь вроде бы все дает.

Так и часто и мы с вами, много имея, вроде как благодарим Господа, говорим: вот, Господи, Ты нам дал все то, как фарисеи, забывая, что рядом лежит вот этот нищий в струпьях — Лазарь, которому требуется помощь. Поэтому братья и сестры, сегодняшнее Евангелие учит, прежде всего, открыть нам с вами глаза на окружающих и посмотреть, что, может быть, кто-то есть рядом, кто нуждается, кто может от нашего имения что-то получить. Потому что только вот эта помощь духовная или материальная идет в нашу небесную копилку, составляет наше имение на небесах. Мы ничего не теряем. Мы раздаем только то, что нам дано от Бога.

Другое, чему учит эта притча, это, конечно, великому терпению, такому, какое было у Лазаря, и надеянию на помощь Божию, поскольку само имя «Лазарь» переводится, как «помощь Божия». Лазарю не на кого было надеяться в этой жизни, только на Бога. Но эту надежду, судя по исходу его, он полностью использовал, судя по тому, что он именно ангелами был вознесен на лоно Авраамово.

Он не роптал, не осуждал, не озлоблялся. В восточных странах вообще остатки пищи выбрасывались на улицу. И вот эти крохи он делил чаще всего с собаками, судя по тому, как описано, что собаки лизали струпья его. Ему даже слуги господина ничего не выносили, потому что «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися». Поэтому даже слуги имели уже измененные сердца.

А нам с вами подобает учиться вот этому терпению. Наши старцы Оптинские они это тоже подчеркивали. Они писали: не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний. Все это посещение Божие тебе же на пользу, как сказал Анатолий Потапов. Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царство Небесное — говорил Амвросий Оптинский. Будем об этом помнить, что земное не пойдет с нами в Царство Небесное.

А спасаемся мы только исполнением заповедей Господних, когда заповеди Господни в наших сердцах становятся нашими, и исполнение их нам становится легко. Это приобретается не сразу, а длительным трудом, насаждением, отречением своей воли и послушанием воле Божьей. Как в сегодняшнем евангельском отрывке, помните тоже, Авраам отсылает богача к Моисею и пророкам и говорит, что если родственники богача не послушают их, то и воскресшего не станут слушать. Потому что, сердца-то их ожестели, если слово Божие не достигает их, то все остальное воспринимается как какое-то тоже нереальное, как событие воскресения из мертвых. Человек может на несколько дней даже об этом задуматься, но, не имея твердости, он опять же уйдет на свою блевотину.

Помоги, Господи, нам всем уподобиться Царства Небесного вместе с Лазарем.

Храни всех Господь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)

www.optina.ru