imgВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех сердечно поздравляем с праздником, с Преображением Господним. И сегодня святая Церковь как огромный вдохновенный Фавор блистает неизреченно этим вечным божественным светом. И сегодня каждый из нас, кто пришел в храм, и во всех православных храмах всего мира, люди устремляются на эту гору преображения, чтобы и они, как и апостолы тогда, почувствовали в своем сердце ликование, эту радость, почувствовали слова, которые произнесли ученики: «Господи, добро есть нам зде быти» (Мф. 17, 4). И вот как телу в это очень короткое русское лето суровое, телу хочется немножко побольше тепла, согреться в лучах физического солнца, то же самое и душе человека хочется напитаться и проникнуться этим светом божественного тепла.

И сегодня святая Церковь облачена как невеста в одежды белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (см. Мк. 9, 3). Святитель Григорий Палама говорит, что на горе было восемь, но видимы были только шестеро – Петр, Иаков, Иоанн, восшедшие вместе с Господом, Моисей, Илия. Так что их вместе с Господом было шесть, но, конечно, вместе с ними был и Отец и Святый Дух. Святитель Григорий говорит: Отец гласом Своим свидетельствует, что Сей есть Сын Его возлюбленный, а Дух Святой воссиявший с Ним в светлом облаке. И Фаворская благодать, Фаворская слава, и мы все знаем это, она предваряла грядущие страдания Спасителя. Святитель Филарет Московский говорит, что размышляющему не покажется невероятной та догадка, что предметом молитвы Спасителя на Фаворе долженствовало быти приготовление Себя и учеников к приближающемуся Своему страданию и крестной смерти.

И мы знаем, что в нашем церковном календаре это тоже ярко отражено – эта связь, что Преображение Господне празднуется ровно за сорок дней до Крестовоздвижения, этого торжества, прославляющего голгофскую жертву Спасителя. И сегодня мы тоже спрашиваем, задаем себе вопрос: ради чего Господь преобразился перед апостолами? Как святая Церковь мыслит о духовных причинах этой величайшей тайны, этого преображения? Святые отцы говорят, что Преображение подтвердило глубину и истинность слов апостола Петра в ответ на слова Господа. Мы помним евангельские слова, когда Господь спросил его, Своего ученика: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? И тогда ученик, апостол Петр, не обинуясь твердо сказал: «Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Святитель Андрей Критский тоже говорит, что Преображение стало величайшим Богоявлением для всего человеческого рода. Христос являет на Фаворе этот огромный преизобилующий блеск и светлость торжества Своего.

Преображение – это небесная иллюстрация того, что Христос есть одновременно и истинный Бог, и истинный человек. И это глубочайшее единство двух природ во Христе оно явилось апостолам на Фаворе настолько тесным, настолько неразрывным образом, что как подчеркивает и говорит Григорий Синаит: тело Христово блистало на горе Преображения божественным светом, как будто своим собственным телесным сиянием.

И сегодняшний праздник – это предельно ясное раскрытие тайны обожения человеческой природы во Христе. И опять-таки еще раз Церковь паки-паки указывает на духовную связь Фавора и Креста, потому что не только Преображение, но и распятие Спасителя на Голгофе – это есть величайшая слава Сына Божия. Преподобный Анастасий Синаит замечательно говорит, как бы подмечает, что Фавор и Голгофа обладают внешним сходством. И дальше говорит, что и там и тут рядом с Господом находятся двое. Около Креста два разбойника, на Фаворе – два святых пророка. Сегодня на Фаворе, восклицает святой, смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии.

И вот святоотеческая традиция говорит о Фаворском свете, как о небесном нетварном свете, источником которого является божественная природа Спасителя. И вот этот таинственный свет он, конечно, был общий и есть общий для всех трех лиц Святой Троицы. И Преображение это день просвещения, обожения человеческого естества. На одной из стихир малой вечерни, которая служится перед торжественным Всенощным бдением, есть такие замечательные слова: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество, просветив, Богосодела». Преподобный Косьма Маюмский тоже в своих гимнах на Преображение говорит, что невыразимо явив на Фаворе непреступный свет Владыка Христос наполнил тварь радостью и обо́жил человеков. Но на Фаворе преобразились и сами апостолы. Святые отцы говорят: если бы они тоже внутренне не преобразились, они бы и не увидели. И это дало возможность им видеть эту славу божественную. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Христос является Своим ученикам, отверзая им очи и делая их из слепых зрячими.

И каждый из нас тоже должен стать из слепого зрячим, не очерневшими, как святые отцы говорят, потому что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. (Афанасий Великий) Христос преобразился для чего? Господь преобразился для того, чтобы и мы преобразились. И каждый из нас молится и сегодня, и всегда: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Во свете Твоем узрим свет. И мир, в котором мы живем, конечно, он очень сложный, очень неоднозначный, противоречивый – этот постсекулярный страшный мир. И человеческому сообществу тоже грозит очень большая опасность превратиться в цивилизацию незрячих, как говорят святые отцы, то есть блуждающих во тьме неведения истинного Бога. Есть замечательные слова преподобного Иустина Сербского о современном мире. Он говорил о Европе, что пока Европа держалась Христа как Солнца правды, она была подобна площади, освещенной тысячами светильников. Но когда человеческая похоть и разум восстали против Христа, как от страшных ветров погасли светильники перед очами людей. И мрак, подобный мраку в норах кротов, покрыл эту площадь.

И святая Церковь сегодня и в каждую минуту помогает человеку держаться за Христа, чтобы свете тихий вошел в сердце каждого из нас, осветил наши темные закоулки, чтобы сердце не было похоже на нору крота, как говорит преподобный Иустин. И цель христианской жизни – это, конечно же, стяжание благодати Святаго Духа. Эти великие слова, которые сказал преподобный Серафим Саровский, которые исповедует святая Церковь, что именно цель – это стяжание благодати Святаго Духа. «Будьте святы, как Я свят» (1Пет. 1, 16). Церковь это конечно не просто место исполнения религиозных потребностей, как часто может быть говорят люди атеистического сознания. Церковь это не какая-то благотворительная организация, не зал психотренинга, не система, не идеология, потому что Церковь – это Тело Христово. И задача христианина гораздо глубже, полнее гораздо, чем быть добрым нравственным человеком. И совершенно недостаточно просто принести в этот день яблоки, виноград, чтобы освятить их. Задача наша, конечно же, гораздо глубже – именно принести плоды именно нашего сердца, нашей души.

Подлинно христианская жизнь это не просто нравственность. Это преображение души, и восшествие человеческого сердца на сердечный фавор. Святитель Григорий Палама тоже говорит, что всякий христианин призван, преобразившись в образ фаворской славы Христовой, сам наполниться сиянием этого нетварного божественного света. Это очень высокие слова, но для того чтобы их исполнить, нужен огромный ежедневный кропотливый страшный усердный сердечный труд. И это каждый из нас знает. И если мы решимся идти на Фавор, а другой дороги у нас нет, если мы решимся идти на фавор, мы должны твердо знать, что путь этот будет исполнен, безусловно, радости, но он будет исполнен и падений и ошибок, и терний, ушибов, травм и самых неожиданных препятствий. Путь этот будет трудный. Как с улыбкой один современный мыслитель говорит: Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее, станет легче, комфортнее, слаще, то это точно не христианство. Вероятно, какие-то американские таблетки вам помогут больше.

Христианство это труд, это восхождение на Фавор и не самые последние современные технологии, не этот наш цифровой мир, не утонченное искусство, не достижения науки и техники, а свет Христов просвещает всех. И Господь Своею благодатью, Своею любовью, Своей энергией, Своим вот этим неизреченным божественным светом пронизывает весь космос, всю вселенную и каждое человеческое сердце. А человек, каждый из нас, призван воспринять эту благодать через молитву, через Евхаристию, через покаяние любовью, добрыми делами, и преображать себя и преображать окружающий мир, который вокруг нас. Святый праведный Иоанн Кронштадтский говорит: Молю вас, будьте солнышками, согревайте, если не всех, но хотя бы тех, кого Господь поставил рядом с вами.

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)

www.optina.ru