© Free

Thumbnail imageВаши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братия и сестры!

«Время есть нечто круговидное: семикратно обратившийся день делается неделей, недели составляют месяц, а месяцы год, и время опять возвращается к тем же знакам», – так рассуждает о таинственном течении земного бытия преподобный Исидор Пелусиот. Календари, по которым живут страны и народы, не являются чем-то абсолютным и священным. Они, при всей своей значимости и необходимости – лишь попытки людей осмыслить и упорядочить циклы материального существования. Но мы с вами, наученные апостольскими словами, знаем, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Смену календарных вех мы превращаем для себя в напоминание о «едином на потребу» (Лк. 10:42), учимся во времени видеть лик вечности и воспринимать часы, дни и годы, как бесценный дар Творца. Поэтому и гражданское Новолетие для нас имеет особое значение. В новогоднюю ночь мы переступаем незримый рубеж времени, вступаем в новый круг лета благости Божией (Пс. 64:12), принимаем из руки Создателя новые, чистые страницы нашего бытия, на которых, подобно неизгладимым письменам, мы запечатлеем для вечности свои помыслы, слова и поступки.

В своей новогодней проповеди апостол Великой степи архиепископ Софония (Сокольский) так рассуждает: «Время гораздо скоротечнее, нежели мы думаем, и дни жизни нашей несравненно обманчивее, нежели мы представляем. Не медлите обратиться ко Господу, и не отлагайте этого с одного дня на другой». В минуты, когда мы прощаемся с одним годом, и встречаем другой, полезно погрузиться в размышления об этой истине, вспомнить о необычайной ценности каждого подаренного Богом дня. «Ведь если кто-нибудь потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лени, то не сможем найти другого взамен потерянного», – предупреждает преподобный Авва Дорофей.

Некогда святитель Феофан Затворник весьма строго обличал людей, надеющихся соблюдением суеверных новогодних традиций привлечь в свою жизнь счастье. «Кто вам может поручиться, что у вас будет какое-то «новое счастье»? И откуда оно может быть у вас? Счастье — есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может прийти». Никакими словами праздничных благопожеланий, пусть даже самыми прекрасными и яркими, невозможно сделать нашу жизнь лучше, потому что счастье – это тоже дар Божий, это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Святитель Иоанн Златоуст величайшим счастьем и честью называет добродетельную жизнь, а другой великий святой древности, священномученик Киприан Карфагенский, говорит: «Первая степень счастья — не согрешать, вторая — сознавать согрешения». Только отказ от греха, от себялюбия, от гордыни, только жизнь по евангельским заповедям и благодатное единение с Богом способны даровать человеку подлинный смысл бытия и настоящее блаженство.

Бытует такая поговорка: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». В этой всем известной фразе есть определенная доля правды. Находясь на пороге Новолетия, человек своими желаниями и устремлениями определяет для себя жизненный вектор, выбирает дорогу, по которой он пойдет в ближайшее время. Погружаясь в ненужную суету, в искусственную веселость, в праздность или пустословие, предаваясь излишествам в пище и питии, люди настраивают себя на плотское существование, где нет места Богу, нет заботы о бессмертной душе, о спасении, о подготовке к вечности. И, напротив, собираясь в храме и завершая год уходящий благодарственными и покаянными молитвами, испрашивая благословения у Господа на предстоящий год, люди настраивают себя на серьезное отношение к жизни земной и вечной, укрепляются на труды к пользе ближнего, и, самое важное, приглашают Владыку вселенной войти в их жизнь, в их заботы и радости, в их дела и начинания. Действительно, встретить Новолетие в святом храме, в Божественном присутствии и с молитвой на устах — это лучшее состояние, в котором верующий человек желал бы провести весь наступающий год. Мы с вами помним слова Христа Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), и именно поэтому стараемся всякое дело, пусть даже малое и незначительное, начать с призыва Божественной помощи, и именно поэтому, вступая в новый период жизни, нам необходимо в сердечной молитве встретиться с Господом, чтобы получить у Него благословения на предстоящую жизнь и дела, испросить укрепления веры, утверждения в светлой надежде на Его постоянную милость и неизменную заботу о каждом человеке и о всем человечестве.  

Открывая новую страницу истории – своей собственной и общечеловеческой – помолимся Создателю, времена и лета во Своей власти положившему, о том, чтобы Он дал нам силы идти путями заповедей Его (Пс. 118:32), чтобы у нас хватило решимости и разумения сопротивляться всякому злу и неправде, чтобы Господь дал нам мудрость и волю быть добрыми и снисходительными к своим ближним и хранить любовь в сердце. Наши особые прошения за новогодним молебном и Божественной Литургией мы вознесем к престолу Вседержителя о благословенной земле Казахстанской – нашем общем доме, об избавлении всех людей от страшной болезни, об исцелении в немощах лежащих, об утешении скорбящих, о помощи страждущим.

Предстательством Преблагословенной Владычицы Богородицы, заступлением новомучеников и исповедников казахстанских, молитвами всех святых, Бог да исполнит нас всякой радости и мира в вере (Рим. 15:13).

Глава Православной Церкви Казахстана

Митрополит Астанайский и Казахстанский

АЛЕКСАНДР

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook