Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Други наши, в преполовение святой Четыредесятницы, когда ко многим уже подступает усталость от понесенных трудов, и саможаление начинает в нас свою невидимую, но разрушительную работу, Святая Церковь вдохновляет чад своих не ослабевать душой. Торжеством изнесения Креста Христова и водворением его пред нашим взором она призывает нас укрепляться примером Подвигоположника всех крестоносцев Самого Спасителя нашего Иисуса Христа и Божиими обетованиями, что впереди для них Воскресение в вечную жизнь.
Целую неделю, которая так и называется – Крестопоклонная, животворящее Древо будет безгласно, но убедительно проповедовать нам о христианском пути жизни. Спаситель утвердил истинную сущность своего дела и учения на Кресте. И нам, взирая на Крест, необходимо ясно понимать, что иного пути спасения нет, ибо непримиримость христианства с миром зла и греха – это закон жизни. Множество мучеников и преподобных, став победителями в борьбе с грехом, засвидетельствовали великую силу и власть Креста, вознесшую их к небесной и земной славе.
Именно поэтому Матерь Церковь проповедью самого Креста о себе периодически напоминает нам о долге христианина. В Великий пост это напоминание особенно уместно. Ибо мы часто, простираясь к мирским радостям и благам, делаем уступки своему эгоизму, пытаясь совместить несовместимое, приспособить христианское мировоззрение к земным порядкам жизни, и этим подпадаем во власть диавола.
А житие всех земнородных не есть ли непрерывное крестоношение? Разве прародители наши, покидая рай и водворяясь в земле изгнания и плача, не понесли на раменах своих образ невидимого креста? Представим на минуту их чувства тогда: в них и горечь воспоминания о былом блаженстве; угрызения совести о своем падении, страшный приговор суда Божия, неизвестность будущего и, как последнее страхование – доселе неизвестная им смерть. Разве все это не боль сердца, не томление духа, не потрясение? Разве это не крест?
Вслед за прародителями идут в земной жизни и все их потомки. Сообразуясь с тем, что постоянно переживаем мы с вами, изобразим в общих чертах и этот общий всем земнородным крест. Непрерывный труд, труд в поте лица, боли деторождения и скорби воспитания, болезни телесные, тревоги за сегодняшний день и неизвестность завтрашнего. А что скажем о внутренних душевных и духовных нестроениях? Кто из живущих свободен от них? Вот он – наш сегодняшний жизненный крест. Удел всех земнородных без исключения нести свой крест. Но все ли спасаются? И встает перед нами вопрос, всякий ли крест спасителен?
Три креста – орудия казни преступников видим мы на Голгофе! Три креста как итог жизни! Крест Христов, Его подвигом для многих ставший спасительной лествицей в Царство Небесное! Кресты разбойников – великих грешников. Одному крест даровал спасение, другого низвергнул на дно адово. Земной же удел обоих грешников общий – смерть на кресте. Но почему Божий приговор им так различен?
Спаситель, один Спаситель отвечает нам на этот вопрос. С Его Креста слышим мы: «Аще, кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Крест Христов! На него возвели Сына человеческого любовь и послушание, во-первых, к Богу Отцу Небесному, а во-вторых, любовь к твари и сострадание к участи человека, согбенного безнадежностью земных страданий. До крестного подвига Христа даже праведники по смерти сходили в темницы ада. Какого самоотвержения стоили Спасителю Его жизненный крест и Его Голгофские страдания. Слышим мы стенание Христа из Гефсиманского сада: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия!» Земное человеческое смущение. Кто не устрашается страданий, боли? От одной мысли о них мрак и холод парализуют душу. Но любовь препобедила в Спасителе и это человеческое страхование: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты». «Да будет всегда и во всем воля Отца Небесного!» Таков путь Христа, таков должен быть он и у тех, кто последует за Ним. Готовы ли мы с вами, дорогие мои, на такое самоотвержение?
Христос, облекшись в человеческую плоть и придя в ограничения человеческой земной жизни, принес с Собой на землю законы иного Царства. Он объявил об этом во всеуслышание, чтобы все Его последователи заранее знали их и учились уже здесь жить по ним: «Царство Мое не от мира сего», и законы новые – это заповеди блаженства. Мы слышим эти заповеди на каждой божественной литургии, и надо, чтобы они становились для нас путеводителями по жизни.
Там, на Голгофе, вера в Бога Спасителя и покаяние претворили смертоносную жизнь благоразумного разбойника в спасительную. Чудо это совершилось на глазах у множества людей, и с тех пор этим чудом привлекают многие грешники к себе милость Божию.
И сегодня мы, грешники, со своими крестами предстоим Кресту Христову, и для многих из нас недалек тот день, когда крестоношение прекратится, и смерть нелицеприятно подведет итог нашей жизни.
Други мои, есть нам о чем задуматься сегодня. Кто с уверенностью может сказать, восходишь ли ты по своему кресту к Царству Небесному или нисходишь в бездну. Крест свой, хотим ли мы этого или не хотим, он при нас всегда. Он складывается обстоятельствами жизни, внешними житейскими и внутренними душевными переживаниями. Но каким же образом этот обычный наш жизненный крест станет для нас спасительным? Последуем и мы примеру спасшегося разбойника. Вера и покаяние преобразуют и наши кресты в спасительные. Сознание же, что именно этот мой крест не случаен, но дан мне Промыслом Божиим, как дар Божий, призывает принять его и нести с благодарностью, как бы тяжел он мне ни казался.
Многие крестоносцы засвидетельствовали, что неудобоносим он только до той поры, пока мы ему сопротивляемся, ропщем, жалуемся и всячески пытаемся от него освободиться. Но те же самые скорби вдруг теряют свою болезненность, когда, опомнившись, человек поймет, что достойное по делам своим приемлет, и начинает покаянными чувствами призывать милость и помощь Спасителя. И сбываются на таком крестоносце слова Христа: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».
Так, други наши, будем нести кресты наши, как иго благое и бремя легкое с помощью Божией. Настроимся так, чтобы несение это было нам во спасение. Будем для этого тщательно следить за помышлениями ума и сердечными расположениями. Смиримся под крепкую руку Божию.
Святитель Феофан учит нас:
«Если отходит вера в Промысл Божий – усилься возвратить ее.
Если скрылась связь горя нашедшего на тебя с твоими грехами – возбуди ее покаянием.
Если забыл, что горести здешней доли искупают нас от горчайшей вечной участи, – воскреси память о сем.
Этими помышлениями и чувствами наши личные кресты связуются с Крестом Христовым, из Которого на нас истекают спасительные силы».
Идет мученичество и крестоношение из дальних веков, в разных обликах, смысл же один – противоборство злу, утверждение высшего ценой страданий.
Сегодня же Крест Христов призывает нас всех принять дерзновение веры верностью Божиим заповедям, отбросить всякое саможаление. Ведь теперь уже очевидно для всех, что Господь здесь, на земле, открывает Свой суд о человеке и явственно для живущих выносит приговор ранее всеобщего суда.
В мире идет великая брань (и все мы так или иначе участвуем в ней) за то, чтобы обыденный жизненный крест человека преобразился в спасительный и стал для нас лествицей в Царство Небесное.
«Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1, 18). Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.
Други наши, в преполовение святой Четыредесятницы, когда ко многим уже подступает усталость от понесенных трудов, и саможаление начинает в нас свою невидимую, но разрушительную работу, Святая Церковь вдохновляет чад своих не ослабевать душой. Торжеством изнесения Креста Христова и водворением его пред нашим взором она призывает нас укрепляться примером Подвигоположника всех крестоносцев Самого Спасителя нашего Иисуса Христа и Божиими обетованиями, что впереди для них Воскресение в вечную жизнь.
Целую неделю, которая так и называется – Крестопоклонная, животворящее Древо будет безгласно, но убедительно проповедовать нам о христианском пути жизни. Спаситель утвердил истинную сущность своего дела и учения на Кресте. И нам, взирая на Крест, необходимо ясно понимать, что иного пути спасения нет, ибо непримиримость христианства с миром зла и греха – это закон жизни. Множество мучеников и преподобных, став победителями в борьбе с грехом, засвидетельствовали великую силу и власть Креста, вознесшую их к небесной и земной славе.
Именно поэтому Матерь Церковь проповедью самого Креста о себе периодически напоминает нам о долге христианина. В Великий пост это напоминание особенно уместно. Ибо мы часто, простираясь к мирским радостям и благам, делаем уступки своему эгоизму, пытаясь совместить несовместимое, приспособить христианское мировоззрение к земным порядкам жизни, и этим подпадаем во власть диавола.
А житие всех земнородных не есть ли непрерывное крестоношение? Разве прародители наши, покидая рай и водворяясь в земле изгнания и плача, не понесли на раменах своих образ невидимого креста? Представим на минуту их чувства тогда: в них и горечь воспоминания о былом блаженстве; угрызения совести о своем падении, страшный приговор суда Божия, неизвестность будущего и, как последнее страхование – доселе неизвестная им смерть. Разве все это не боль сердца, не томление духа, не потрясение? Разве это не крест?
Вслед за прародителями идут в земной жизни и все их потомки. Сообразуясь с тем, что постоянно переживаем мы с вами, изобразим в общих чертах и этот общий всем земнородным крест. Непрерывный труд, труд в поте лица, боли деторождения и скорби воспитания, болезни телесные, тревоги за сегодняшний день и неизвестность завтрашнего. А что скажем о внутренних душевных и духовных нестроениях? Кто из живущих свободен от них? Вот он – наш сегодняшний жизненный крест. Удел всех земнородных без исключения нести свой крест. Но все ли спасаются? И встает перед нами вопрос, всякий ли крест спасителен?
Три креста – орудия казни преступников видим мы на Голгофе! Три креста как итог жизни! Крест Христов, Его подвигом для многих ставший спасительной лествицей в Царство Небесное! Кресты разбойников – великих грешников. Одному крест даровал спасение, другого низвергнул на дно адово. Земной же удел обоих грешников общий – смерть на кресте. Но почему Божий приговор им так различен?
Спаситель, один Спаситель отвечает нам на этот вопрос. С Его Креста слышим мы: «Аще, кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет».
Крест Христов! На него возвели Сына человеческого любовь и послушание, во-первых, к Богу Отцу Небесному, а во-вторых, любовь к твари и сострадание к участи человека, согбенного безнадежностью земных страданий. До крестного подвига Христа даже праведники по смерти сходили в темницы ада. Какого самоотвержения стоили Спасителю Его жизненный крест и Его Голгофские страдания. Слышим мы стенание Христа из Гефсиманского сада: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия!» Земное человеческое смущение. Кто не устрашается страданий, боли? От одной мысли о них мрак и холод парализуют душу. Но любовь препобедила в Спасителе и это человеческое страхование: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты». «Да будет всегда и во всем воля Отца Небесного!» Таков путь Христа, таков должен быть он и у тех, кто последует за Ним. Готовы ли мы с вами, дорогие мои, на такое самоотвержение?
Христос, облекшись в человеческую плоть и придя в ограничения человеческой земной жизни, принес с Собой на землю законы иного Царства. Он объявил об этом во всеуслышание, чтобы все Его последователи заранее знали их и учились уже здесь жить по ним: «Царство Мое не от мира сего», и законы новые – это заповеди блаженства. Мы слышим эти заповеди на каждой божественной литургии, и надо, чтобы они становились для нас путеводителями по жизни.
Там, на Голгофе, вера в Бога Спасителя и покаяние претворили смертоносную жизнь благоразумного разбойника в спасительную. Чудо это совершилось на глазах у множества людей, и с тех пор этим чудом привлекают многие грешники к себе милость Божию.
И сегодня мы, грешники, со своими крестами предстоим Кресту Христову, и для многих из нас недалек тот день, когда крестоношение прекратится, и смерть нелицеприятно подведет итог нашей жизни.
Други мои, есть нам о чем задуматься сегодня. Кто с уверенностью может сказать, восходишь ли ты по своему кресту к Царству Небесному или нисходишь в бездну. Крест свой, хотим ли мы этого или не хотим, он при нас всегда. Он складывается обстоятельствами жизни, внешними житейскими и внутренними душевными переживаниями. Но каким же образом этот обычный наш жизненный крест станет для нас спасительным? Последуем и мы примеру спасшегося разбойника. Вера и покаяние преобразуют и наши кресты в спасительные. Сознание же, что именно этот мой крест не случаен, но дан мне Промыслом Божиим, как дар Божий, призывает принять его и нести с благодарностью, как бы тяжел он мне ни казался.
Многие крестоносцы засвидетельствовали, что неудобоносим он только до той поры, пока мы ему сопротивляемся, ропщем, жалуемся и всячески пытаемся от него освободиться. Но те же самые скорби вдруг теряют свою болезненность, когда, опомнившись, человек поймет, что достойное по делам своим приемлет, и начинает покаянными чувствами призывать милость и помощь Спасителя. И сбываются на таком крестоносце слова Христа: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть».
Так, други наши, будем нести кресты наши, как иго благое и бремя легкое с помощью Божией. Настроимся так, чтобы несение это было нам во спасение. Будем для этого тщательно следить за помышлениями ума и сердечными расположениями. Смиримся под крепкую руку Божию.
Святитель Феофан учит нас:
«Если отходит вера в Промысл Божий – усилься возвратить ее.
Если скрылась связь горя нашедшего на тебя с твоими грехами – возбуди ее покаянием.
Если забыл, что горести здешней доли искупают нас от горчайшей вечной участи, – воскреси память о сем.
Этими помышлениями и чувствами наши личные кресты связуются с Крестом Христовым, из Которого на нас истекают спасительные силы».
Идет мученичество и крестоношение из дальних веков, в разных обликах, смысл же один – противоборство злу, утверждение высшего ценой страданий.
Сегодня же Крест Христов призывает нас всех принять дерзновение веры верностью Божиим заповедям, отбросить всякое саможаление. Ведь теперь уже очевидно для всех, что Господь здесь, на земле, открывает Свой суд о человеке и явственно для живущих выносит приговор ранее всеобщего суда.
В мире идет великая брань (и все мы так или иначе участвуем в ней) за то, чтобы обыденный жизненный крест человека преобразился в спасительный и стал для нас лествицей в Царство Небесное.
«Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1, 18). Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)