Новости

Неделя 24-я по Пятидесятнице. Из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

2015-11-15 08:34 2015
В сегодняшнем евангельском чтении говорилось об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8:26-39). Удивительная история. Этот человек был, как мы бы теперь сказали, социально опасен, его заковывали в кандалы, но он разрывал их невероятной, нечеловеческой силой, и он жил во гробах, то есть в пещерах, потому что не мог жить среди людей.

Несомненно, он наводил ужас на всю окрестность, и вот Господь исцеляет этого страшного человека. Он мирно и спокойно стоит рядом со Своим Избавителем, и приходят жители Гадаринской страны и видят то, что случилось. Казалось бы, нужно благодарить Того, Кто избавил их от этого сумасшедшего тирана, Кто сбросил с них эту тяжесть, — но они говорят Спасителю, чтобы Он ушел от них.

Некоторые в этом усматривают их скорбь по потонувшему в морской пучине стаду свиней, в которых вошли изгнанные Спасителем бесы. Но, скорее всего, основная причина была иной — чудо, которое совершил Христос, было огромной силы вызовом для этих людей. Этим чудом Он вторгся в их жизнь, он разрушил устоявшуюся систему их взглядов и убеждений. Своим поступком Он потребовал от них ответа на доброделание, к которому они были не готовы. Они не были готовы разорвать эту цепь привычных событий, они не были готовы выйти за пределы своей обыденности и тем более они не были готовы пересмотреть свою собственную жизнь и начать жить иначе.

Господь обращается к нам не менее требовательно, чем Он обратился к Гадаринским жителям. Иногда Он исцеляет на наших глазах или исцеляет нас самих, иногда совершает чудеса, ведя нас Ему одному ведомым путем по жизни, проводя через испытания и скорби, а потом помогая их преодолеть. Иногда Господь совершает чудеса, круто меняя движение человеческой истории, опять-таки по замыслу, который только Он знает. В каждый момент истории род человеческий сталкивается с тем самым вызовом, который был брошен Гадаринским жителям, и отвечают люди по-разному. Одни с радостью открывают свое сердце Господу, идут навстречу Ему, стремятся изменить свою жизнь, понимая: то, что им открылось в этой встрече с Богом, является самым важным, самым сильным, самым убедительным; и эта встреча становится духовной доминантой всей жизни.

Но есть и те, кто говорит, если не словами, то мысленно: уйди от меня; а если и не говорят, то сами поворачиваются к Богу спиной. Не потому что они испугались, не потому что они поражены чем-то, а потому что привычный образ жизни мешает принять Божественный вызов. Сила слова Божия, как обоюдоострый нож, проникает даже до разделения души и духа, как говорит Писание (см. Евр. 4:12). «Я принес не мир, но меч», — говорит Господь (см. Мф. 10:34) — именно в том смысле, что Его слово разделяет людей. Одни принимают Его с радостью и любовью, другие со страхом, недоумением или раздражением отворачиваются, самих себя убеждая в том, что никакого Бога нет, а за всем этим — желание сохранить свою жизнь без перемен. «Живу в грехе, в глубине души понимаю, что это плохо, но противлюсь голосу своей совести и убеждаю себя в том, что это нормально. Когда же слышу слово Божие, понимаю, что если приму его всем сердцем и умом, то нужно будет оставить грех, пересмотреть свою жизнь, — а на это уже никаких сил нет…» И если одни с сокрушением свидетельствуют перед Богом: «нет сил оставить грех, Боже, милостив будь ко мне, грешному», — у них остается надежда на спасение. Но те, кто говорят: «я прав, я не хочу слышать этот Божественный голос», — повторяют то, что сделали жители Гадаринской местности.

Пусть Господь соделает нас способными слышать Его голос и откликаться на Его Божественный призыв. Как был спасен от власти темной силы бесноватый, так и мы через послушание Богу обретаем свободу, обретаем способность и возможность следовать за Христом, как последовал за Ним бесноватый в Гадаринской стране. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

www.patriarchia.ru