Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Крест — хранитель всея вселенныя. Крест — верных утверждение. Крест — ангелов слава и демонов язва. Так свидетельствует Святая Церковь о Животворящем Кресте Господнем.
В нынешний праздник, дорогие братья и сестры, воздвигается Святой Крест для нашего поклонения и для того, чтобы древом Креста Господня осенить нашу жизнь и наши де ла. Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и с тех пор живоносное древо крестное является всеукрепляющей силой для борьбы с гре хами.
Сегодня в Святой Церкви зазвучат песнопения, значение которых осо бенно глубоко и спасительно.
Вспомните, возлюбленные братья и сестры, слова праздничного тропаря. Как замечательно молится Святая Церковь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Церковь нас, грешных людей, счи тает людьми Божиими, являющими ся достоянием Христа, Спасителя нашего, ибо за нас, людей, Господь пролил на Кресте Свою Божественную Кровь.
Дивны и следующие слова тропаря: И Твое сохраняя крестом Твоим жи тельство. В этом смысл Животворяще го Креста. Он является храните лем, утверждением нашей жизни во Христе, жизни по Его заветам.
Другое песнопение, праздничный кондак, также заключает в себе глу боко назидательные слова: Вознесыйся на Крест волею. Здесь выражено свидетельство Церкви о том, что Господь пришел на землю, чтобы ис полнить волю Своего Отца Небесно го, для того, чтобы пострадать за человеческий род, искупить его от греха, проклятия и смерти. Оно пе реносит нашу мысль на Фавор для уразумения вольного страдания чрез распятие на кресте: Вознесыйся на Крест волею. Эти слова, дорогие братья и сестры, имеют отношение не только к тем отдаленным временам, но и к жизни каждого из нас. Ведь всякий христианин, который принима ет на себя образ Христа, руководится Его заветами, Его учением, добро вольно восходит на крест. Христи анин подражает Христу, распиная свою плоть со страстьми и похотьми. Следующими словами— Щедроты Твоя даруй... тезоименитому Твоему новому жительству — Святая Церковь испрашивает новых милостей для сво их верных чад, именуя их «тезоимени тым новым жительством».
И это понятно, ведь мы, христиа не, следуем по стопам Христа, то есть мы соименны по нашей жизни нашему Спасителю и Господу — Щед роты Твоя даруй, Христе Боже, тезо именитому Твоему новому жительству. Какое же это новое жительство? Это жительство по заветам Христа, по Его учению, по Его наставлению и по Его примеру, ставшее возможным только после распятия и Воскресения Христа Спасителя.
Сладостны будут для христианина воспоминания об этих церковных пес нопениях и о том, как изнесен и воз двигнут был Святой Крест и как осе нены были все четыре страны света Животворящим Крестом — благослов лены на новое жительство, тезоимени тое жительству нашему во Христе Спасителе и Господе. Вот тогда, несомненно, будет оправдано и испол нено молитвенное желание Церкви, чтобы Господь сохранил всех нас, поставил наше жительство под веде ние Своего Креста, сообщая нам жи вотворящую силу.
Во время моей паломнической поездки, дорогие братья и сестры, Господь сподобил меня и моих спутников побывать и на горе Голгофе. Сейчас гора Голгофа находится под сводами величественного Иерусалимского храма. При входе в него еще от дверей видишь место, где стоял Святой Крест Христов. Над ним возвышается престол, на котором совершаются богослужения, и жертвенные лампады, осеняющие это святое место. Когда я стоял там, где был Крест Христов, то я вспоминал о всех вас. И когда я лобзал то место, где стоял Крест, я одно коленопреклонение сделал от всех верующих Русской Православной Церкви.
Крест дается Церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое Крещение. Крест сопутствует всей жизни христианина. И, наконец, Крест осеняет последний удел человеческий — могильный холм. Велика сила Животворящего Креста! И наша обязанность — с особым благоговением относиться к памяти крестной. Будем молиться Господу, чтобы Он осенил нас и наш христианский путь своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для несения нашего креста. Аминь.
Крест — хранитель всея вселенныя. Крест — верных утверждение. Крест — ангелов слава и демонов язва. Так свидетельствует Святая Церковь о Животворящем Кресте Господнем.
В нынешний праздник, дорогие братья и сестры, воздвигается Святой Крест для нашего поклонения и для того, чтобы древом Креста Господня осенить нашу жизнь и наши де ла. Господь на Кресте пострадал за наши грехи, и с тех пор живоносное древо крестное является всеукрепляющей силой для борьбы с гре хами.
Сегодня в Святой Церкви зазвучат песнопения, значение которых осо бенно глубоко и спасительно.
Вспомните, возлюбленные братья и сестры, слова праздничного тропаря. Как замечательно молится Святая Церковь: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Церковь нас, грешных людей, счи тает людьми Божиими, являющими ся достоянием Христа, Спасителя нашего, ибо за нас, людей, Господь пролил на Кресте Свою Божественную Кровь.
Дивны и следующие слова тропаря: И Твое сохраняя крестом Твоим жи тельство. В этом смысл Животворяще го Креста. Он является храните лем, утверждением нашей жизни во Христе, жизни по Его заветам.
Другое песнопение, праздничный кондак, также заключает в себе глу боко назидательные слова: Вознесыйся на Крест волею. Здесь выражено свидетельство Церкви о том, что Господь пришел на землю, чтобы ис полнить волю Своего Отца Небесно го, для того, чтобы пострадать за человеческий род, искупить его от греха, проклятия и смерти. Оно пе реносит нашу мысль на Фавор для уразумения вольного страдания чрез распятие на кресте: Вознесыйся на Крест волею. Эти слова, дорогие братья и сестры, имеют отношение не только к тем отдаленным временам, но и к жизни каждого из нас. Ведь всякий христианин, который принима ет на себя образ Христа, руководится Его заветами, Его учением, добро вольно восходит на крест. Христи анин подражает Христу, распиная свою плоть со страстьми и похотьми. Следующими словами— Щедроты Твоя даруй... тезоименитому Твоему новому жительству — Святая Церковь испрашивает новых милостей для сво их верных чад, именуя их «тезоимени тым новым жительством».
И это понятно, ведь мы, христиа не, следуем по стопам Христа, то есть мы соименны по нашей жизни нашему Спасителю и Господу — Щед роты Твоя даруй, Христе Боже, тезо именитому Твоему новому жительству. Какое же это новое жительство? Это жительство по заветам Христа, по Его учению, по Его наставлению и по Его примеру, ставшее возможным только после распятия и Воскресения Христа Спасителя.
Сладостны будут для христианина воспоминания об этих церковных пес нопениях и о том, как изнесен и воз двигнут был Святой Крест и как осе нены были все четыре страны света Животворящим Крестом — благослов лены на новое жительство, тезоимени тое жительству нашему во Христе Спасителе и Господе. Вот тогда, несомненно, будет оправдано и испол нено молитвенное желание Церкви, чтобы Господь сохранил всех нас, поставил наше жительство под веде ние Своего Креста, сообщая нам жи вотворящую силу.
Во время моей паломнической поездки, дорогие братья и сестры, Господь сподобил меня и моих спутников побывать и на горе Голгофе. Сейчас гора Голгофа находится под сводами величественного Иерусалимского храма. При входе в него еще от дверей видишь место, где стоял Святой Крест Христов. Над ним возвышается престол, на котором совершаются богослужения, и жертвенные лампады, осеняющие это святое место. Когда я стоял там, где был Крест Христов, то я вспоминал о всех вас. И когда я лобзал то место, где стоял Крест, я одно коленопреклонение сделал от всех верующих Русской Православной Церкви.
Крест дается Церковью каждому христианину еще в его младенчестве, когда он принимает святое Крещение. Крест сопутствует всей жизни христианина. И, наконец, Крест осеняет последний удел человеческий — могильный холм. Велика сила Животворящего Креста! И наша обязанность — с особым благоговением относиться к памяти крестной. Будем молиться Господу, чтобы Он осенил нас и наш христианский путь своим Животворящим Крестом и даровал нам силы для несения нашего креста. Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)
Журнал Московской Патриархии, 1972, № 11