Новости

Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы

2025
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день, други наши, Святая Церковь называет неделей светотворных постов. В богослужении этого дня, в напоминание всем нам о греховном состоянии человечества, вновь звучит евангельская притча о Блудном сыне, и предлагается усердно продолжать свои великопостные труды. Также вспоминается Православное учение Фессалонитского архиепископа Григория Паламы о посте как средстве благодатного озарения. «Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, фессалонитская похвало…» – так именует его Святая Церковь.

Причина исключительного отношения к этому иерарху ясно выражена в словах тропаря, Его труды и борения вышли за пределы его личного подвига спасения, вышли и за пределы его времени, он стал непоколебимым столпом Церкви, оказав великую пользу и помощь всему православному миру.

И если в первую неделю Великого поста мы празднуем Торжество Православия над всеми ересями, и это общее торжество всех православных христиан, то в настоящую неделю Церковь вспоминает о победе православного подвижнического аскетического учения по преимуществу подвижников-монахов.

Начиная с второго века христианства в Церкви начали появляться разномыслия, чему и должно было быть по слову Спасителя, дабы открылись искусные. Но по действию врага Божия в разномыслия стали проникать мнения, противные Божественной истине. Лжеучителя упорствовали в борьбе за свое произвольное толкование, извращающее христианскую истину, становились ересиархами, расхищая Божие достояние. Они разоряли единство Церкви, оставаясь в Церковной ограде при своем лжеучении.

И в каждое время на появляющуюся ересь являлись святые борцы за чистоту учения Христова. На Вселенских Соборах во всеуслышание звучал голос Церкви Божией, утверждающий непреложную истину. В 30-е годы XIV столетия в жизни Восточной Церкви назревали события, выдвинувшие Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия.

Для нас, дорогие мои, сейчас, когда и на нашем горизонте появляются самозваные учителя разных толков, важно понимать, что именно в Соборном разуме Церкви звучит голос Божественной Истины. На примере же жизни Григория Паламы мы пронаблюдаем, как в лоне Церкви возрастают поборники истины, через какие испытания проходят они по жизни, чтобы делом и словом явить торжество Божественного учения.

Григорий, воспитанный при дворе Константинопольского императора и получивший прекрасное образование, в двадцать лет неожиданно для окружающих порывает с намеченным для него будущим придворного и уходит на Афон. Десять лет он провел в послушании опытным духовникам: преподобному старцу Никодиму Ватопедскому и старцу Никифору. С самого начала юного послушника обучали сосредоточенной духовной молитве.

Умное делание постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами начиная c IV века, а в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова это учение получило подробное освещение и было усвоено афонскими подвижниками-монахами. Инок Григорий проникся духом такой молитвы и принял ее для себя как основу жизни. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма, а практикующие его стали называться исихастами. Десять лет провел инок Григорий на Афоне, из них пять лет – среди исихастов строгой отшельнической обители. В 1326 году из-за угрозы нападения турок братство перебралось в Солунь, и Григорий, приняв сан, сам руководил общиной отшельников. Через пять лет он вернулся на Афон в уединенный скит близ Лавры преподобного Афанасия.

Мирные подвижнические труды афонских исихастов в 1330 году неожиданно были нарушены появлением на Святой Горе калабрийского монаха Варлаама. Пришелец возревновал на умное делание афонских монахов, объявив его еретическим заблуждением, а Фаворский свет, в котором просияла Божественная слава Христа, тварным. Дерзкий монах поднимал на смех опытом постигнутые духовные озарения исихастов.

Григорий, уже двадцать два года следовавший этому учению и познавший его духовную силу, сначала пытался устными увещеваниями противостать Варлааму, но, видя безуспешность разговоров, изложил свои богословские доводы в труде «Триады в защиту святых исихастов». Вскоре появился и общий ответ афонских подвижников на нападки Варлаама – «Святогорский томос», который составлялся с участием и Григория.

Волнения на Афоне приняли такие масштабы, что пришлось собирать Собор, чтобы голосом Церкви положить конец возникшей смуте. В 1341 году в Константинополе в храме Святой Софии Собор осудил учение Варлаама как ересь и предал ересиарха анафеме. Церковь утвердила православное учение святителя Григория о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и возможны для восприятия человеком. Фаворский свет и свет на Синае были таинственным проявлением Божественной славы, свет несотворенный и нечувственный, но явленный видимо.

Именно о свете Божественной славы говорили и самовидцы Христа – апостолы. Евангелист Лука написал о Христе: «бысть егда молящееся видение лица Его ино». А у евангелиста Матфея: «и просветися лице Его яко солнце». Оба они говорят о том, что для созерцающих Христа Бога духом Свет этот есть то же самое, что солнце для созерцающих чувством, ибо другого Света для ведения Божества и не нужно тем, которые обогащены Божественными дарованиями.

Тот же самый неисповедимый свет воссиял и таинственно явлен пророку Моисею на Синае, а также апостолам на Фаворе, в то время когда Господь молился. Этим показано, что родительницей блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом. Удостоившийся взирать на сияние этого нетварного света принимает как бы некое участие в нем. Лицо Моисея на Синае просветилось от собеседования с Богом. Но он не сам произвел это преображение, а претерпел его, будучи осиян славой Божией. Господь же Иисус Христос Сам в Себе имел этот свет, он был сокрыт у Него под завесой плоти, и это был нетварный свет Его Божественного естества.

На Фаворе Христос показал, откуда этот свет исходит на святых божиих людей и каким образом можно созерцать его. Написано, что и святые «просветятся яко солнце», то есть они увидят его не чувственными очами, но и сами измененные силою Божественного Духа, всецело проникнутые Божественным Светом узрят Христа.

Евангелист Иоанн, наученный Божественным Откровением, говорил, что будущий вечный и пребывающий град не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне; Слава Божия просветит его, и светильник его Агнец. Об обитателях Божественного града он сказал: «не потребуют света от Света, ни света солнечного, яко Господь Бог просвещает я, и нощи не будет тамо».

Святитель Григорий Палама на основе аскетического опыта афонских монахов исихастов свидетельствовал, что от самих апостольских времен и до его дней милость Божией благодати дарует озарение нетварным светом подвижников, живущих богоугодно.

Через пятьсот лет после борьбы Григория Паламы с Варлаамом о явлении Славы Божией благодати в Фаворском свете оставил нам свидетельство святой нашего времени Серафим Саровский.

В одной из бесед «О цели христианской жизни» в 1831 году он не только на словах объяснил это, но и показал зрительно, как происходит наитие Божественной благодати. Лицо его просветилось светлее солнца. Мотовилов, собеседник преподобного, не мог смотреть на него. А Серафим сказал: «не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». Так приходит познание тайн Божиих тем, кто стремится всем своим существом к Богу, очищая духовные очи от плена земных помыслов и дел.

В 1341 году учение святителя Григория восторжествовало, но его крестный путь не закончился на этом. Добрый воитель Христов Промыслом Божиим повергся в горнило испытаний, чтобы, подобно Иову многострадальному, засвидетельствовать, что верность Евангельскому слову и заповедям Божиим для него дороже жизни. За время полемики между Григорием и Варлаамом появилось немало сторонников последнего и даже среди высокопоставленных лиц. Обоюдным согласием правящие император и патриарх вопреки соборному решению Церкви обвинили Паламу виновником церковной смуты.

Патриарх отлучил Григория от Церкви и заключил в темницу. Три года томился там борец за истину. Только со смертью патриарха получил праведный узник освобождение, и его возвели в сан архиепископа Солунского. Но солуняне, зараженные ересью, не приняли своего архиерея, и ему пришлось несколько лет странствовать по миру. В одну из поездок в Константинополь галера, на которой плыл святитель, попала в руки турок, и в течение года его продавали на невольничьем рынке как живой товар. В то время когда Григорий Палама испивал горькую чашу рабства, ровно через десять лет после первого Собора в 1351 году вновь собрался Влахернский Собор и опять засвидетельствовал православность учения Григория Паламы. Только за три года до своей кончины вернулся святитель на свою кафедру к своей пастве. В 1359 году, накануне своей смерти, страдалец был утешен от Господа, получив оценку трудам своего жизненного пути. Ему явился Иоанн Златоуст со словами: «В горняя! В горняя!»

Через девять лет после его кончины, на Константинопольском Соборе в 1368 году, при патриархе Филофее святитель Григорий Палама был канонизирован, и этот же патриарх написал его житие и службу.

Так служители Божии являют себя «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды…»

Афонский патерик сохранил для христиан явленное Самим Господом свидетельство о святости Григория Паламы. На острове Сантурине в день памяти Григория враг рода человеческого через людей, на их же погибель, излил свою злобу на святого. В неистовстве, всплескивая руками, одержимые вопили: «Анафема Паламе! Анафема Паламе! Если свят Палама, пусть утопит нас!»

В удостоверение славы и святости Григория Паламы и по их безрассудному желанию суд над безумцами совершился. Пучина морская разверзлась и поглотила несчастных. Об этом чудесном факте засвидетельствовал Патриарх Иерусалимский Досифей в своем Слове о любви.

Нравственная сила скромного одинокого подвижника и борца за чистоту православия среди врагов истины стала орудием таинственного Промысла Божия. Дважды в год вспоминает Церковь подвиг жизни святого Григория Паламы и память его в род и род в пример и назидание всем нам. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

otetsioann.ru