Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Совершилось!» – последний вопль Божественного страдальца огласил Голгофу, извещая о победе Божественной Любви, об утверждении Нового Завета с Богом.
«И сделалась тьма по всей земле: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине; и земля потряслась» (Лк. 23, 44–45). Небо, земля и Храм Божий отозвались на величайшее в мире событие. В человечестве же у подножия Креста Христова обозначились и живут поныне, определяя образ жизни, три противоположных чувства – вера, сомнение и неверие. Вера свидетельствуется подвигом жизни, и ее не могут поколебать ни торжество зла, ни страх перед страданием, и никакие превратности. Матерь Божия и возлюбленный ученик и жены-мироносицы пример тому. И за прошедшее время, а это почти двадцать столетий, бесчисленные сонмы мучеников принесли Богу свою веру как жертву любви. Порождает такую веру дар Божией благодати, входя в избыточествующее любовью сердце. Дух веры неизменно парит к Богу.
Но тростью, ветром колеблемую, становится человек, когда помыслы сомнения терзают его сердце и ум. Не может он жить жизнью духа. Умствования и бесовские мудрования не дают Истине достигнуть сердца, чтобы, поклонившись Ей, обрел человек путь ко спасению. Сомнения – тяжелое болезненное состояние души, не знающей ни покоя, ни мира, а что говорить об упорных неверах? Ни Слова Истины, ни дела Божии, ни очевидность жизненных примеров не касаются их предубеждений. Бездумная ложь неверия еще при жизни тела свидетельствуется смрадом смертельным.
Ежегодно воскресают пред человечеством события жизни Спасителя, и вместе с ними пред каждым живущим ставится выбор. Кто он: верующий, сомневающийся или неверующий? И мы сегодня предстоим гробу Господню, так же как некогда стояли очевидцы тех трагических и великих событий. Но в то время за тупиком смертного конца мало кто прозревал зарю воскресения и понимал, что Божия Любовь Крестом дарует грешникам прощение и открывает человечеству Рай и Вечную радость.
Тогда же на Голгофе, у страдальческого Креста Сына Божия, вера в Него только зарождалась, свидетельствовала об Истине силою внешних знамений и извещением о себе чистым, сострадающим всякому горю сердцам. Только доверие полученным от Самого Спасителя обетованиям несколько смягчало скорбь. Но даже и верующие слову Его не избежали смущений. Сегодня же вера торжествует знанием о ликующей радости воскресения Христова. Вера покоится на опыте Церкви, на опыте ее святых, обретших подвигом жизни очевидность спасительных плодов Христова Воскресения.
Так, состраданием к распятому праведнику вера властно покорила сердце разбойника, и он в слух всех присутствующих исповедал умирающего на Кресте Сыном Божиим, обретя верой рай. Легкомысленную дерзость неверия римского сотника очевидность действий сил природы претворила в несомненную веру. Его изумленный покаянный стон сохранило Святое Евангелие: «Воистину человек сей Сын бе Божий» (Мк. 15. 39). Верой жизнь римского воина обрела спасительный смысл.
Многие эти свидетельства звучат над миром не из уст любивших страдальца, но от жестоких неверов, побежденных зримыми событиями. В смятении и сомнении, боримые неверием и верой, «биюще перси своя» (Лк. 23, 48), возвращались с Голгофы многие.
И только упорное злостное неверие первосвященников, книжников и старцев людских, почивающих на законе и пророках, злорадством и насмешками осыпало свою жертву до последнего Ее вздоха. «Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со Креста и уверуем в Него» (Мф. 27, 42–43). Дойдя в ожесточении до последнего предела адской злобы, нечувствием омрачив сердца, умные обезумели. Но и торжество их победы вдруг померкло. Не болезненное ли сомнение ведет их к Пилату с требованием приставить к гробовой пещере стражу, чтобы предотвратить слухи о воскресении их жертвы.
Не то же ли самое повторяется и в настоящее время? Не видим ли и мы, как вера и неверие из поколения в поколение борются за души человеческие? Неверие активно, жестоко и лукаво. Из гонителей Христа оно превратилось в гонителей христианства. Вера тиха, мирна, тверда стоянием в Истине. И эта вера в веках порождает подвижников, следующих за своим Подвигоположником.
В чем же причина веры одних и неверия других? Дорогие мои, причина эта кроется в сердце человеческом. Чтобы познать Бога, почувствовать Его творческое присутствие в мире, близость к себе и в себе, не нужно ни учености, ни особой мудрости, для этого потребно только чистое сердце. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8) – слова Самого Спасителя. Уже и в земной юдоли зрят Его Божии люди, свободным от страстей, чистым сердцем. Многие оставили о том свидетельства, силой веры пройдя сквозь нечеловеческие страдания.
Незадолго перед Своим подвигом, в прощальной беседе с учениками, Христос оставил миру завещание, путеводящее по жизни верой: «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Любовь – свидетельство о вере, любовь – свидетельство о жизни в Боге. Апостол любви, возлюбленный ученик Христов в своем Евангелии и в посланиях не устает повторять эту животворящую Божественную Истину: «всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога, а не любяй – не позна Бога, яко Бог любы есть». «Дети, любите друг друга!» Любовь – вот истинный источник жизни. Она и источник живой веры. Живая вера породит и живое покаяние, так потребное нам при нашей немощи греховной.
И сегодня, собравшись к животворящему гробу, не будем стоять в бесчувствии, только по привычке исполняя обряд. Бесчувствие – это хладное вражье дыхание на веру нашу; семя, из которого произрастают болезни сомнения. Исповедуем же веру и любовь свою к Спасителю нашему, невидимыми слезами омывая так далеко отстоящую от Бога, но все же христианскую жизнь нашу. Ведь и наши неправды есть шипы в терновом венце Спасителя, которые ранят Его доселе. Наши смертные падения и сегодня вбивают ржавые гвозди в Его пречистые руки и ноги. Дорогие, восчувствуем ныне живо сегодня свою теплохладность и свой грех нелюбви, все более и более подступающий к душам нашим, чтобы Господь не покинул на произвол адским силам.
Припадем ко гробу Спасителя с сердечным прошением в слух Господа о самом важном – даровать нам живую веру, веру – любовь, преобразующую души и саму жизнь. И скоро, очень скоро мы почувствуем, что Господь услышал нас. Ибо вера известится благодатью Святого Духа, вселившейся в сердца наши, а любовь к ближним и дальним засвидетельствует о получении Божиего дара. Смирение же, явившееся в нас с живой верой, дарует такое понимание Евангельских Истин, которое ничем и никто поколебать не сможет. И Промысл Божий тогда станет для нас желанным, через какие бы стремнины жизни Он нас ни повел. Спаситель сегодня из Своего животворящего гроба зовет нас за Собой на подвиг самоотвержения ко спасению. Аминь.
«Совершилось!» – последний вопль Божественного страдальца огласил Голгофу, извещая о победе Божественной Любви, об утверждении Нового Завета с Богом.
«И сделалась тьма по всей земле: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине; и земля потряслась» (Лк. 23, 44–45). Небо, земля и Храм Божий отозвались на величайшее в мире событие. В человечестве же у подножия Креста Христова обозначились и живут поныне, определяя образ жизни, три противоположных чувства – вера, сомнение и неверие. Вера свидетельствуется подвигом жизни, и ее не могут поколебать ни торжество зла, ни страх перед страданием, и никакие превратности. Матерь Божия и возлюбленный ученик и жены-мироносицы пример тому. И за прошедшее время, а это почти двадцать столетий, бесчисленные сонмы мучеников принесли Богу свою веру как жертву любви. Порождает такую веру дар Божией благодати, входя в избыточествующее любовью сердце. Дух веры неизменно парит к Богу.
Но тростью, ветром колеблемую, становится человек, когда помыслы сомнения терзают его сердце и ум. Не может он жить жизнью духа. Умствования и бесовские мудрования не дают Истине достигнуть сердца, чтобы, поклонившись Ей, обрел человек путь ко спасению. Сомнения – тяжелое болезненное состояние души, не знающей ни покоя, ни мира, а что говорить об упорных неверах? Ни Слова Истины, ни дела Божии, ни очевидность жизненных примеров не касаются их предубеждений. Бездумная ложь неверия еще при жизни тела свидетельствуется смрадом смертельным.
Ежегодно воскресают пред человечеством события жизни Спасителя, и вместе с ними пред каждым живущим ставится выбор. Кто он: верующий, сомневающийся или неверующий? И мы сегодня предстоим гробу Господню, так же как некогда стояли очевидцы тех трагических и великих событий. Но в то время за тупиком смертного конца мало кто прозревал зарю воскресения и понимал, что Божия Любовь Крестом дарует грешникам прощение и открывает человечеству Рай и Вечную радость.
Тогда же на Голгофе, у страдальческого Креста Сына Божия, вера в Него только зарождалась, свидетельствовала об Истине силою внешних знамений и извещением о себе чистым, сострадающим всякому горю сердцам. Только доверие полученным от Самого Спасителя обетованиям несколько смягчало скорбь. Но даже и верующие слову Его не избежали смущений. Сегодня же вера торжествует знанием о ликующей радости воскресения Христова. Вера покоится на опыте Церкви, на опыте ее святых, обретших подвигом жизни очевидность спасительных плодов Христова Воскресения.
Так, состраданием к распятому праведнику вера властно покорила сердце разбойника, и он в слух всех присутствующих исповедал умирающего на Кресте Сыном Божиим, обретя верой рай. Легкомысленную дерзость неверия римского сотника очевидность действий сил природы претворила в несомненную веру. Его изумленный покаянный стон сохранило Святое Евангелие: «Воистину человек сей Сын бе Божий» (Мк. 15. 39). Верой жизнь римского воина обрела спасительный смысл.
Многие эти свидетельства звучат над миром не из уст любивших страдальца, но от жестоких неверов, побежденных зримыми событиями. В смятении и сомнении, боримые неверием и верой, «биюще перси своя» (Лк. 23, 48), возвращались с Голгофы многие.
И только упорное злостное неверие первосвященников, книжников и старцев людских, почивающих на законе и пророках, злорадством и насмешками осыпало свою жертву до последнего Ее вздоха. «Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со Креста и уверуем в Него» (Мф. 27, 42–43). Дойдя в ожесточении до последнего предела адской злобы, нечувствием омрачив сердца, умные обезумели. Но и торжество их победы вдруг померкло. Не болезненное ли сомнение ведет их к Пилату с требованием приставить к гробовой пещере стражу, чтобы предотвратить слухи о воскресении их жертвы.
Не то же ли самое повторяется и в настоящее время? Не видим ли и мы, как вера и неверие из поколения в поколение борются за души человеческие? Неверие активно, жестоко и лукаво. Из гонителей Христа оно превратилось в гонителей христианства. Вера тиха, мирна, тверда стоянием в Истине. И эта вера в веках порождает подвижников, следующих за своим Подвигоположником.
В чем же причина веры одних и неверия других? Дорогие мои, причина эта кроется в сердце человеческом. Чтобы познать Бога, почувствовать Его творческое присутствие в мире, близость к себе и в себе, не нужно ни учености, ни особой мудрости, для этого потребно только чистое сердце. «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8) – слова Самого Спасителя. Уже и в земной юдоли зрят Его Божии люди, свободным от страстей, чистым сердцем. Многие оставили о том свидетельства, силой веры пройдя сквозь нечеловеческие страдания.
Незадолго перед Своим подвигом, в прощальной беседе с учениками, Христос оставил миру завещание, путеводящее по жизни верой: «Сие заповедую вам, да любите друг друга». Любовь – свидетельство о вере, любовь – свидетельство о жизни в Боге. Апостол любви, возлюбленный ученик Христов в своем Евангелии и в посланиях не устает повторять эту животворящую Божественную Истину: «всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога, а не любяй – не позна Бога, яко Бог любы есть». «Дети, любите друг друга!» Любовь – вот истинный источник жизни. Она и источник живой веры. Живая вера породит и живое покаяние, так потребное нам при нашей немощи греховной.
И сегодня, собравшись к животворящему гробу, не будем стоять в бесчувствии, только по привычке исполняя обряд. Бесчувствие – это хладное вражье дыхание на веру нашу; семя, из которого произрастают болезни сомнения. Исповедуем же веру и любовь свою к Спасителю нашему, невидимыми слезами омывая так далеко отстоящую от Бога, но все же христианскую жизнь нашу. Ведь и наши неправды есть шипы в терновом венце Спасителя, которые ранят Его доселе. Наши смертные падения и сегодня вбивают ржавые гвозди в Его пречистые руки и ноги. Дорогие, восчувствуем ныне живо сегодня свою теплохладность и свой грех нелюбви, все более и более подступающий к душам нашим, чтобы Господь не покинул на произвол адским силам.
Припадем ко гробу Спасителя с сердечным прошением в слух Господа о самом важном – даровать нам живую веру, веру – любовь, преобразующую души и саму жизнь. И скоро, очень скоро мы почувствуем, что Господь услышал нас. Ибо вера известится благодатью Святого Духа, вселившейся в сердца наши, а любовь к ближним и дальним засвидетельствует о получении Божиего дара. Смирение же, явившееся в нас с живой верой, дарует такое понимание Евангельских Истин, которое ничем и никто поколебать не сможет. И Промысл Божий тогда станет для нас желанным, через какие бы стремнины жизни Он нас ни повел. Спаситель сегодня из Своего животворящего гроба зовет нас за Собой на подвиг самоотвержения ко спасению. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)