"Сегодня мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея, хорошо всем известный (Мф. 19:16-26). Это история о богатом юноше, который обратился к Спасителю с вопросом: «Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В наших русских переводах с греческого в его обращении упоминается жизнь вечная. А в некоторых древних рукописях сказано просто «жизнь» — «Что нужно сделать, чтобы иметь жизнь?» Это говорил богатый юноша, у которого было много средств жить так, как он хочет; но, наверное, что-то было неправильное в его жизни, и он спросил Господа.
Господь отвечает ему удивительным образом, приводя несколько заповедей из Ветхого Завета и одну из Нового. Он не перечисляет 10 заповедей Моисея и не повторяет 9 заповедей блаженств, но из всего этого выбирает, видимо, самое главное, что нужно было сказать молодому человеку: «Чтобы наследовать жизнь, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби другого, как самого себя». Вот в этих шести заповедях — как бы вся квинтэссенция и Ветхого, и Нового Заветов, приспособленная, в том числе, не только для понимания богатого юноши, но и для понимания современного человека. Все так ясно — никакого особого богословия, конкретные предписания. Если 10 заповедей не можем исполнить, то эти шесть выписать, запомнить и жить по ним — и, по слову Божиему, наследуешь жизнь вечную.
Но юноша был благочестивым и сказал Спасителю: «Все это я исполняю от юности своей». Тогда, взглянув на него и поняв его, Спаситель говорит: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе. Приходи и следуй за Мной». Господь знал, что юноша был богат, благочестив, исполнял заповеди, но потребовал от него особой жертвы, чтобы тот стал совершенным. И юноша с грустью отошел, потому что не был способен сделать то, что привело бы его к совершенству. Обращаясь к апостолам, Спаситель говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Апостолы спрашивают: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ: «Невозможное человекам возможно Богу».
Эти слова мы с вами должны хорошо запомнить. Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».
И на примере нашей истории, на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу». Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».
Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу»."
Господь отвечает ему удивительным образом, приводя несколько заповедей из Ветхого Завета и одну из Нового. Он не перечисляет 10 заповедей Моисея и не повторяет 9 заповедей блаженств, но из всего этого выбирает, видимо, самое главное, что нужно было сказать молодому человеку: «Чтобы наследовать жизнь, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби другого, как самого себя». Вот в этих шести заповедях — как бы вся квинтэссенция и Ветхого, и Нового Заветов, приспособленная, в том числе, не только для понимания богатого юноши, но и для понимания современного человека. Все так ясно — никакого особого богословия, конкретные предписания. Если 10 заповедей не можем исполнить, то эти шесть выписать, запомнить и жить по ним — и, по слову Божиему, наследуешь жизнь вечную.
Но юноша был благочестивым и сказал Спасителю: «Все это я исполняю от юности своей». Тогда, взглянув на него и поняв его, Спаситель говорит: «Иди, продай свое имение, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе. Приходи и следуй за Мной». Господь знал, что юноша был богат, благочестив, исполнял заповеди, но потребовал от него особой жертвы, чтобы тот стал совершенным. И юноша с грустью отошел, потому что не был способен сделать то, что привело бы его к совершенству. Обращаясь к апостолам, Спаситель говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное». Апостолы спрашивают: «Кто же тогда может спастись?» И звучит удивительный ответ: «Невозможное человекам возможно Богу».
Эти слова мы с вами должны хорошо запомнить. Мы стараемся жить по заповедям, но ведь не всегда получается. Мы падаем, согрешаем, нарушаем заповеди. Наверное, каждый, кто несколько раз подряд, а то и всю жизнь свою кается в одном и том же грехе, может в сердцах сказать, сознавая, что сил нет этот грех превозмочь: «Господи! Как же тогда можно спастись?!» Но Господь уже ответил всем нам, вопрошающим: «Невозможное человекам возможно Богу».
И на примере нашей истории, на примере прекращения гонений, целью которых было уничтожение веры в нашем народе, на примере возрождения церковной жизни мы можем повторить эти слова: «Невозможное человекам возможно Богу». Сегодня иногда говорят: «Идет мощная волна нового безбожия, которое подкрепляется высоким уровнем жизни, заимствованием чужих культурных моделей, полученным в иных местах образованием и разрушает в человеке представление о вере. Как же можно спастись, особенно людям, которые хулят Бога, не понимая, что творят?» Ответ всем, в том числе и людям, которые, забывая историю, повторяют прежние ошибки: «Невозможное для человеков возможно для Бога».
Для того чтобы спасение было возможным, мы и совершаем великое таинство Святой Евхаристии. Мы объединяемся как община верующих в Господа Иисуса Христа. Мы укрепляем себя в вере, мы насыщаем себя благодатью через Таинства. Мы, взор свой устремляя к небу, с уверенностью взираем в будущее, «ибо невозможное человекам возможно Богу»."
Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла