Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
26 сентября 2013 года в канун двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, когда Церковь творит воспоминание обновления храма Воскресения в Иерусалиме, в Казахстан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Преображенского монастыря Кутлумуш на святой горе Афон приносится величайшая святыня – Животворящее Древо Креста Христова.
Крест Господень со времен апостольских и до наших дней служил и служит предметом самого глубокого почитания и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых.
Две тысячи лет назад на этом самом Кресте Господь наш Иисус Христос добровольно претерпел ради нашего спасения жестокие и позорные муки и «попрал смертию смерть». Обагренный кровью Спасителя, освященный Его страданиями, Крест стал жертвенником Божией любви к людям и знамением вечной победы над грехом, проклятием и смертью.
Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст так говорит о Крестном Древе: «Крест — праздник и духовное торжество. Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом. Крест — уничтожение вражды, он — охрана мира».
Честное Древо Креста во все времена являлось несокрушимым орудием христиан в борьбе с видимыми и невидимыми врагами, поскольку им была повержена власть диавола. В одном из церковных песнопений об этом воспевается: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его».
«Неограниченная сила Божия живет в Кресте», - учит нас преподобный Исаак Сирин. И далее он так повествует о величии Животворящего Древа: «Ибо многие силою Креста укрощали диких зверей, показывали дерзновение перед лицом огня, ходили по водам, воскрешали мертвых, останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек течь в обратную сторону, обращали реки вспять. Да что говорить об этом? Даже сам сатана со всей его властью страшится образа Креста».
Через Крест Всемилостивый Господь дарует людям исцеление от многочисленных болезней, как физических, так и душевных, освобождение от страстей, греховных наклонностей и пороков. Благодать, исходящая от Святого Креста так велика, что способна не только врачевать недуги, но, как свидетельствует церковная история, воскрешает умерших.
Святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский о Кресте Христовом проповедовал: «Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная си¬ла, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающихся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах. И это потому, что в Кресте действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть жизни и смерти, что Он есть вос-кресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25)».
Прибытие Животворящего Древа в Казахстан – явление знаменательное, поскольку доступ к этой величайшей святыне, хранящейся на Горе Афон, ограничен. Святая Гора - монашеское государство, живущее уже более тысячи лет по своим строгим церковным правилам, а поэтому паломничество в это святое место весьма ограничено. Древо Креста Христова хранится в ризнице монастыря Кутлумуш и износится для поклонения паломникам лишь четыре раза в год - в праздники Воздвижения Креста, Богоявления, Преображения Господня и церковное Новолетие. Настоятель обители архимандрит Христодулос, с разрешения священного Кинота Горы Афон, предоставил православным верующим Казахстана уникальную возможность поклониться Животворящему Кресту Христову.
С какими же мыслями, с каким внутренним расположением должны мы подходить к Кресту, совершать поклонение Животворящему Древу? В своем слове на праздник Воздвижения Креста Святейший Патриарх Кирилл сказал об этом так: «Люди забывают о том, что они христиане: проходя мимо Креста, перекрестятся, поцелуют Крест, поклонятся Кресту, а в сердце — та же самая злоба. Нельзя поклоняться Кресту со злобой, с дурными мыслями о людях… Поклоняясь Кресту Господню, нося Крест на своих персях со дня Крещения, лобызая Крестное знамение, никогда не забывать, чтó есть Крест. И подходя ко Кресту, самого себя спросить: «А на кого я сержусь? А с кем я еще не примирился? А кому я хочу сделать плохо?» И если найдутся ответы на этот вопрос, то здесь же, у Креста, и попросить у Господа силу не делать зла и вычеркнуть из сердца злобу. И тогда благодать Божественная, любовь Христова войдет в наши сердца».
Важно, чтобы каждый из нас, совершая молитву перед Крестом Христовым наследовал пример Господа нашего Иисуса Христа в долготерпении и всепрощении, в любви и милосердии. Необходимо, чтобы подражая Господу, произнесшему молитву о распинателях: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34), христианин искренне простил всех своих обидчиков и недругов.
Лобызая Животворящее Древо будем молить Господа, чтобы Он защитил нас силой Честнаго и Животворящего Креста, укрепил наши слабые силы и освятил наш ум и чувства, чтобы нам достойно и праведно нести свой жизненный крест.
26 сентября 2013 года в канун двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня, когда Церковь творит воспоминание обновления храма Воскресения в Иерусалиме, в Казахстан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла из Преображенского монастыря Кутлумуш на святой горе Афон приносится величайшая святыня – Животворящее Древо Креста Христова.
Крест Господень со времен апостольских и до наших дней служил и служит предметом самого глубокого почитания и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых.
Две тысячи лет назад на этом самом Кресте Господь наш Иисус Христос добровольно претерпел ради нашего спасения жестокие и позорные муки и «попрал смертию смерть». Обагренный кровью Спасителя, освященный Его страданиями, Крест стал жертвенником Божией любви к людям и знамением вечной победы над грехом, проклятием и смертью.
Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст так говорит о Крестном Древе: «Крест — праздник и духовное торжество. Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом. Крест — уничтожение вражды, он — охрана мира».
Честное Древо Креста во все времена являлось несокрушимым орудием христиан в борьбе с видимыми и невидимыми врагами, поскольку им была повержена власть диавола. В одном из церковных песнопений об этом воспевается: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его».
«Неограниченная сила Божия живет в Кресте», - учит нас преподобный Исаак Сирин. И далее он так повествует о величии Животворящего Древа: «Ибо многие силою Креста укрощали диких зверей, показывали дерзновение перед лицом огня, ходили по водам, воскрешали мертвых, останавливали чуму, заставляли источники течь в иссохшей и дикой местности, полагали границы морям, приказывали потокам великих рек течь в обратную сторону, обращали реки вспять. Да что говорить об этом? Даже сам сатана со всей его властью страшится образа Креста».
Через Крест Всемилостивый Господь дарует людям исцеление от многочисленных болезней, как физических, так и душевных, освобождение от страстей, греховных наклонностей и пороков. Благодать, исходящая от Святого Креста так велика, что способна не только врачевать недуги, но, как свидетельствует церковная история, воскрешает умерших.
Святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский о Кресте Христовом проповедовал: «Не напрасно мы почитаем Крест Господень, изображаем его на себе и поклоняемся ему, ибо он есть Божественная си¬ла, сохраняющая и спасающая нас при жизни и по смерти. Церковь непрестанно проповедует о силе и животворности его, проявлявшихся и в прежние века, и ныне совершающихся над верующими: он исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых, прогонял от людей полки демонов, погашал страсти в сердцах людей, доставлял чудесные победы на войнах. И это потому, что в Кресте действует Божественная, спасительная сила Христа распятого, являющая непрестанно Его Божественную власть над всем миром, над всей природой, над всеми полчищами вражиими, показывающая, что Христос Бог искупил Крестом Своим весь мир от греха, проклятия и смерти, что Он имеет власть жизни и смерти, что Он есть вос-кресение и живот и Бог всех (Ин. 11, 25)».
Прибытие Животворящего Древа в Казахстан – явление знаменательное, поскольку доступ к этой величайшей святыне, хранящейся на Горе Афон, ограничен. Святая Гора - монашеское государство, живущее уже более тысячи лет по своим строгим церковным правилам, а поэтому паломничество в это святое место весьма ограничено. Древо Креста Христова хранится в ризнице монастыря Кутлумуш и износится для поклонения паломникам лишь четыре раза в год - в праздники Воздвижения Креста, Богоявления, Преображения Господня и церковное Новолетие. Настоятель обители архимандрит Христодулос, с разрешения священного Кинота Горы Афон, предоставил православным верующим Казахстана уникальную возможность поклониться Животворящему Кресту Христову.
С какими же мыслями, с каким внутренним расположением должны мы подходить к Кресту, совершать поклонение Животворящему Древу? В своем слове на праздник Воздвижения Креста Святейший Патриарх Кирилл сказал об этом так: «Люди забывают о том, что они христиане: проходя мимо Креста, перекрестятся, поцелуют Крест, поклонятся Кресту, а в сердце — та же самая злоба. Нельзя поклоняться Кресту со злобой, с дурными мыслями о людях… Поклоняясь Кресту Господню, нося Крест на своих персях со дня Крещения, лобызая Крестное знамение, никогда не забывать, чтó есть Крест. И подходя ко Кресту, самого себя спросить: «А на кого я сержусь? А с кем я еще не примирился? А кому я хочу сделать плохо?» И если найдутся ответы на этот вопрос, то здесь же, у Креста, и попросить у Господа силу не делать зла и вычеркнуть из сердца злобу. И тогда благодать Божественная, любовь Христова войдет в наши сердца».
Важно, чтобы каждый из нас, совершая молитву перед Крестом Христовым наследовал пример Господа нашего Иисуса Христа в долготерпении и всепрощении, в любви и милосердии. Необходимо, чтобы подражая Господу, произнесшему молитву о распинателях: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34), христианин искренне простил всех своих обидчиков и недругов.
Лобызая Животворящее Древо будем молить Господа, чтобы Он защитил нас силой Честнаго и Животворящего Креста, укрепил наши слабые силы и освятил наш ум и чувства, чтобы нам достойно и праведно нести свой жизненный крест.
Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр