Новости

Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

2024-08-18 23:14 2024
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Восстаните ленивии всегда низу поникшие в землю души моея помыслы, возмитеся и возвыситися на высоту божественного восхождения;
притецем к Моисею и Илии, к Петру и сынам Заведеевым и вкупе с ними устремимся горе, к высоте небесной, да видим с ними славу Бога нашего.

Дорогие наши, не к нам ли ныне обращены эти слова, не нас ли Церковь зовет восклониться от земных привязанностей и пристрастий к Небу, где в этот день в преобразившемся Христе воссиял божественный свет и открылись врата Царства Небесного? Ежегодно великий праздник Преображения Господня напоминает всем, всем живущим, что благоволение Божие готово вернуться к тем, кто затоскует об Отце Небесном и отчем доме, кто вместо земных мимолетных радостей и приманок возжелает вечных и нетленных благ. В этот праздник зримо явилось на земле в преображенной человеческой плоти обетование будущего воскресения ее в свете и силе божественной любви.

Преобразился Христос, чтобы возрадовалась многострадальная плоть человека в надежде; что и ее преобразит Господь вслед за Христом. И нам Господь не даст увидеть вечное тление. И нас преобразит, соделав сообразным телу славы Своей. Преобразился Христос, и в Сыне Человеческом мир увидел Сына Божия, Единородного, сущего в лоне Отчем, Им же вся быша и без Него же ничто бысть еже бысть. Сквозь одухотворенный, светоносный покров Его плоти несказанно засиял непостижимый свет Божества и озарил собой всю вселенную, просвещая, животворя и радуя всех вопиющих: Христе, Ты – Бог мой!

И как в лучах солнца меркнут ночные светила, так и само солнце померкло в свете неземного сияния божественной славы. В день преображения новое лучезарное солнце – Христос Бог, озарило небо, и землю, и преисподнюю. На свет открывшейся Божией славы устремился пророк Илия, до сих пор живым пребывающий на небе и которому в его время открывался Бог в гласе хлада тонка. Из жилища мертвых предстал Спасителю пророк Моисей, при земной жизни видевший осязаемый след Божией славы в облаке на горе Синай.

Пророки-боговидцы при жизни как друзья беседовали с Богом, но сокрыт был от них лик Божий. На Фаворе впервые для падших людей в лице Христа открылся Бог: радостный и радующий, святой и освящающий, светоносный и просвещающий, бесконечно могущественный и неизъяснимо кроткий. И склонились пред Спасителем в блаженном умилении святые боговидцы – пророки, а поодаль в страхе и трепете пали ниц святые апостолы. И только пламенный Петр в восторженном порыве неземного счастья воскликнул: «Господи! Хорошо нам зде быти».

В тот миг забыты земные скорби и радости, все земное забыто. Так, во свете духовной радости опытно познает человек, что все на земле – воистину суета сует и томление духа, и что лишь Духом Святым «всяка душа живится и чистотою возвышается». И облако светлое осенило гору, и глас Божий пришел из него Сей Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих; Того послушайте (Мф. 17, 5).

История и время наполнило живым содержанием это Отчее слово, и Церковь Божия, Христовым подвигом рожденная и вскормленная, хранит мир от козней сатанинских. Христос Своею кровью животворит истлевающее грехом человеческое естество, Духом Святым готовя человека ко дню всемирного всеобщего преображения. В преддверии славного Своего преображения, да и после него, вслух апостолов Христос говорил о грядущей искупительной жертве, о Своей Голгофе, о том, что час преображения для человека наступит только после подвигов жизни, подъятых живущими ради Него и превозмогших все трудности земного странствия Его же силою. Недолго длилось видение небесной славы Христа. Слова Его: «встаньте, не бойтесь» восклонили апостолов от земли, и снова их взору предстала земная красота Фаворской горы и в обычном образе – Христос-человек.

Дорогие наши, века прошли с тех пор, как миновали мгновения таинственного преображения Спасителя, ужасы Голгофских страданий сменились светлыми откровениями исполнившихся Божиих обетований: воскресения, вознесения и радостью сошествия Святого Духа. И в Духе Святом мы все имеем неотступного и непогрешимого руководителя к свету радостной небесной жизни. Давно уже оправдан путь веры православной. Сонмы святых прошли этим путем, восходя от добродетели к совершенству, и достигли небесной радости.

Смысл жизни открыт. Путь к богообщению определен – это путь деятельного подвига, жизнь по божественному откровению и уставам Святой православной Церкви. Казалось бы, одна духовная радость осталась в удел христианину. Почему же так скорбно лицо современного верующего человека? Откуда постоянная тревога и боязнь за завтрашний день. В постоянной погоне за чем-то мы в суете, никогда не бываем удовлетворены и всегда не уверены, что идем по истинному пути. Получив вожделенное и испив чашу чувственного удовольствия, на дне ее обретаем яд уныния, разочарования и страдания. Кидаемся на поиск новых путей в жизни, но все еще надеемся на себя, свои силы и возможности, ищем опору у мира, в людях. Бредем по своему грешному пути вне Христа, и еще черней становится жизненная туга и усталость безнадежия. Неосознанное предчувствие вечной погибели тенью следует вслед за нами.

Голос Евангелия – глас Христа все зовет нас во свет Небесного Царствия, и сила Христа Спасителя дождит на добрые и злые, обогащая первых и стремясь пробудить вторых. Но она останавливается пред самостью человеческой, не проникая сквозь горделивое самолюбие.

Дорогие наши, возьмем для себя сегодня животворящим примером тех, кто удостоился быть самовидцами фаворского света. Поучимся их боголюбию, и возлюбит нас Господь. Научимся их ревности по Бозе, и возревнует Господь о нашем спасении. Тосковал и ревновал по Богу Моисей: «Яви мне Тебя Самого, да разумно вижду Тя». Глубоко скорбел ревнивый к Божией славе пророк Илия: «Оставили тебя сыны Израилевы. Возьми от меня душу мою, Господи».Выражая искреннее желание следовать за Христом, сыны Заведеевы на вопрос Спасителя: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я крещусь»,– говорят: «Мы можем». И что же мы видим? Не забыта Богом ни самоотверженная вера, ни кроткая готовность нести свой крест.

Дорогие мои! Не забудем и мы, что земная жизнь является только путем к Жизни Вечной. Так рассеет заря Небесного света Фаворского мрак наших душ, мрак сомнения и маловерия. Семя слова Божия верой и доверием прорастет в жизнь нашу, благодатью и человеколюбием преображая нашу земную жизнь в Небесную. Буди, Господи, буди!

Аминь.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

otetsioann.ru