Дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!
3 марта наступают дни Великого поста – время, когда каждый православный христианин приносит Богу сугубые очистительные дары: молитвы и воздержание, покаяние и дела милосердия.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), - наставляет нас Христос Спаситель. В повседневной суете мы редко вспоминаем эти слова и забываем об одном из важнейших условий сохранения истинной веры и радости общения с Господом – о нравственной чистоте. Беззакония, страсти, нечистые помыслы и скверные слова накапливаясь, воздвигают между Богом и согрешающим преграду. Печальными результатами беспечности и нерадения христианина о своем душевном состоянии становятся маловерие и сомнение в бытии Божием. В таком состоянии человек теряет ощущение близости Создателя, при всяком неприятном происшествии начинает роптать, а с наступлением скорбей - отчаиваться, обвиняя Господа в жестокости и несправедливости. Пророк Исаия обращается к таким людям: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:1-2).
Спаситель предупреждает нас: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Все мы становимся свидетелями того, как в семьях, между родными и близкими людьми, в человеческом обществе день ото дня исчезают такие великие добродетели, как милосердие, понимание, сострадание, а их место занимает злоба и ненависть, доходящие до братоубийства. Оскудение любви является прямым следствием греховного помрачения наших сердец.
«Грехи служат причиной всех несчастий; за грехи насылаются печали, за грехи беспокойства, за грехи войны, за грехи болезни и все тяжкие страдания, какие только с нами ни случаются», - говорит нам святитель Иоанн Златоуст.
Милосердный Господь, как свидетельствует апостол Павел, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Он обращается к каждому из нас: «Я… не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам» (Иез. 33:11). И как сильнейшее средство изменения нашей жизни, обращения от злых путей и борьбы с грехом дарован нам Великий пост.
Время святого поста, в которое мы входим, есть благодатное горнило, после которого человек становится новым и очищенным; это духовное врачевство, прибегая к которому человек обретает исцеление тела и души, достойно приготавливает себя к жизни вечной. Преподобный Авва Дорофей, поучая своих чад, говорит о святой Четыредесятнице: «Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, — он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года».
В эти дни мы особенно призываемся Церковью к усердным духовным трудам - к обузданию своих страстных желаний и греховных помышлений, уклонению от недостойных христианина поступков, удалению от злословия, лжи и зависти. Мы должны не только воздерживаться от зла, но и всеми силами стараться не подавать соблазн окружающим нас, не побуждать их ко греху, а, наоборот, служить примером нелицемерного благочестия и доброй совести. Ибо, по слову Господа: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7).
Существеннейшей содержательной стороной поста являются дела милосердия, сострадания, жертвенности. И это доброделание должно совершаться не ради морального самоудовлетворения, не ради славы от людей, а ради соучастия в жертвенном подвиге Христа Спасителя. «Преломи хлеб свой, и дай нищим. Ты даешь не свое; Бог для того дал тебе в избытке, чтобы и ты подавал другим. Достаточно с тебя насущного хлеба, как научен ты в молитве; поэтому не собирай себе соломы для огня и мучения», — поучает нас преподобный Ефрем Сирин.
Через столетия слышим мы укоряющий голос апостола: «к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15:34). Действительно, бывает такое печальное явление, когда человек, именующийся христианином, не знает основ своей веры, пренебрегает чтением Священного Писания, ленится изучать душеспасительные книги отцов и учителей Церкви. Между тем, по слову святителя Феона, епископа Александрийского: «Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания. Преимущественно же извлечете вы из этого ту пользу, что будете постоянны, честны, благочестивы, будете в любви Христовой исполнять обязанности ваши». Святитель Игнатий (Брянчанинов) напоминает нам, что «Чтение писаний отеческих — родитель и царь всех добродетелей». Постараемся в святые постные дни стать прилежными в ежедневном изучении Слова Божия, чтении писаний отеческих и тщательном познании вероучительных истин Православия, дабы, памятуя слова апостола Петра, быть готовыми всегда «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Птр. 3:15).
Церковь учит нас, что нельзя жить жизнью во Христе, невозможно исцеляться от греха и совершенствоваться духовно, если верующий не обновляет постоянно свою связь с Источником вечной жизни - Богом. В период Великого поста каждый из нас слышит настойчивый призыв к Причащению Святых Христовых Таин: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Потщимся, братие и сестры, очистившись от грехов в таинстве Исповеди перед Крестом и Евангелием, приступить «со страхом Божиим и верою» к Чаше Жизни. Священный дар Евхаристии всякому, кто с сокрушенным сердцем и упованием на неизреченную милость Божию приобщается Тела и Крови Христовых, служит во исцеление души и тела, «во исправление жития и утверждение, в возращение добродетели и совершенства; во исполнение заповедей, в Духа Святаго общение» (см. молитва свт. Василия Великого).
Молитвенно желаю, чтобы дни наступающего Великого поста очистили наши сердца, принесли всем нам истинную духовную радость и пользу, стали лестницей, возводящей нас к великому торжеству Святой Пасхи.
«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес. 3:5).
Глава Православной Церкви Казахстана митрополит Астанайский и Казахстанский Александр