Новости

Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом Великого Поста

2022
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

7 марта наступает Великий пост – священный период сугубых молитв, воздержания и духовных подвигов, который обновляет нашу жизнь и готовит к встрече мироспасительного праздника светлого Христова Воскресения.

«Пришло ныне, наступило время подвигов – поприще поста. Усердно все его начнем, Господу как дары добродетели принося», – призывает нас в одном из первых великопостных песнопений Святая Церковь.Приложим все усилия, чтобы на этом пути поддерживать друг друга и в терпении укреплять немощных, постараемся со смирением слушать духовных наставников и с усердием посещать храмы Божии. Будем идти от недели к неделе к великой пасхальной радости, полагаясь на силу Божию, которая в немощи совершается (2Кор. 12:9) и все невозможное делает возможным, преображая нас, земных и грешных, в новых людей – детей Царства Божия.

Церковь Христова особым образом подготавливает нас к Великому посту. Перед нашим внутренним взором проходят образы мытаря и фарисея, блудного сына и Страшного суда, мы вспоминаем грех первого человека и его изгнание из Рая. У кающегося мытаря мы учимся смиренной молитве; история блудного сына напоминает нам о безграничном милосердии Божием, превосходящем всякую человеческую греховность; повествование о Страшном суде предостерегает от беспечности и нерадения о спасении души, а в библейском рассказе об изгнании из Рая нам показана разрушительная сила беззакония и горестные последствия нарушения заповеди Божией. Все эти уроки должны мы всегда иметь в памяти, как руководство к правильной духовной жизни.

Великий пост дает нам чувство ответственности за собственную жизнь и за судьбы наших ближних и делает возможным видеть себя перед Богом в свете вечности. Сугубые молитвы и воздержание изгоняют из нашей души мрак греха. За каждой великопостной Литургией Преждеосвященных Даров раздается возглас: «Свет Христов просвещает всех». Мы призываемся просветиться духовной силой Господа, Который «есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Жизнь во Христе – это не просто отказ от зла и внешнее нравственное улучшение. Все гораздо серьезней и глубже. Цель жизни христианина – это стяжание благодати Святого Духа, преображение человеческой души Божественной силой, и начинается оно искренним и глубоким покаянием, исправлением жизни по Евангелию.

Как исправить жизнь в соответствии с Евангельским благовестием? Надо вспомнить главное содержание слов Господа Иисуса Христа, его наставлений и повелений. Спаситель подвел итог всему Божественному Откровению, которое было дано человечеству от начала времен, назвав две заповеди, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф.22:40) – любовь к Богу и любовь к ближнему. Не слова, не внешний облик, а проявляющаяся через сострадание, доброту и милосердие любовь делает нас не чужими, а своими Богу (Еф. 2:19). Господь, обращаясь к нам, говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Поэтому потрудимся сделать время Великого поста школой любви. Начинать необходимо с самого простого – внимательного отношения к своей повседневной речи. «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь» (Иак. 3:5,6), предупреждает апостол Иаков. Как геенского пламени надо избегать злоречия, чтобы, как наставляет апостол Павел, никакое гнилое слово не исходило из наших уст (Еф. 4:29). «Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви. Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа», – учит преподобный Ефрем Сирин.

Есть древнее сказание о преподобном Макарии Великом. Однажды этот старец направил своего ученика на послушание. Ученик пошел и, встретив на пути языческого жреца, который нес вязанку дров, закричал ему: «Куда идешь, демон?» Жрец рассердился и сильно избил инока. Спустя некоторое время встретил того же жреца преподобный Макарий и сказал ему: «Мир тебе, трудолюбивый человек!» Жрец спросил: «Что ты увидел во мне доброго, что так приветствуешь меня?» Старец отвечал: «Потому так приветствую тебя, что вижу трудолюбие твое». Идолопоклонник сказал: «Пришел в умиление я от твоих слов, и понял, что ты – человек Божий». Он пал к ногам преподобного и воскликнул: «До тех пор не оставлю тебя, пока не сделаешь меня христианином», и пошел за святым Макарием. Вскоре после крещении жреца, последуя его примеру, крестились и многие из египетских язычников. После этого преподобный говорил: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит».

Важно помнить, что всякая настоящая победа над страстями, всякое преодоление греха, равно как и приобретение добродетелей не может произойти само по себе, без помощи Свыше. Человеческая духовная и умственная природа глубоко повреждена. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19), – приводит пример этого трагического состояния апостол Павел. Для обновления, для воссоздания в нас образа и подобия Божия даруются нам в Церкви Христовой благодатные средства, самыми действенными из которых являются святые Таинства – Исповедь и Причастие. Покаяние и приобщение святых Христовых Таин преодолевают пропасть между Богом и человеком, возникшую в результате грехопадения. По слову Священного Писания, через Причастие христианин становится новым человеком, который возвещает миру: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что приступившие за Литургией к Чаше Жизни становятся «сродниками» Христа, удостаиваются величайшей чести быть Его «братьями и друзьями», а священномученик Игнатий Антиохийский добавляет, что в этом Таинстве мы становимся «христоносцами и богоносцами». Свя тые Тай ны Хри сто вы яв ля ют ся для нас за ло гом жиз ни веч ной, залогом на ше го бес смер тия. Гос подь Спа си тель дал такое обетование: «Кто бу дет есть Мою Плоть и бу дет пить Мою Кровь, бу дет иметь жизнь веч ную, и Я вос кре шу его в по след ний день» (Ин. 6:54).

Ничто не может воспрепятствовать нашему спасению, если мы сами не закроемся от Бога, если не будем лукаво откладывать «на потом» исправление жизни. Условием начала великопостных трудов и первым шагом к стяжанию евангельской любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14), является великодушное прощение обид нашим ближним, всем, с кем Господь судил нам идти по жизни. Ненавидящих нас простим Воскресением – простим во имя Распятого и Воскресшего Спасителя, добрыми делами и словами восстановим мир, чтобы с дерзновением повторять слова молитвы: Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Мф. 6:12). Если мы прощаем друг друга, то и Бог прощает нас, и только так пробуждается и очищается совесть и в сердце воцаряется благодатный свет, которого ищет и жаждет человек.

Поздравлю православную паству Казахстана с началом Великого поста и призываю на всех благословение Божие и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 1:21).

Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

Митрополит Астанайский и Казахстанский

АЛЕКСАНДР