Новости

Слово на праздник Воздвижения Креста Христова

2024-09-26 21:59 2024
«Отче! Прославь имя Твое». И это звучит как «да будет воля Твоя», — ибо воля Божия вся устремлена к умножению Его славы. В этих словах Христа — не просто предание Себя воле Отчей, в них — освящение Его Страданий ради Божественной славы. Ибо Он идет восстановить то, что Он не разрушал. «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю». Имя Божие прославилось в жизни Христовой, в Его учении и чудесах, во всех явлениях Его святости и благости. И оно будет еще прославлено в смерти и страданиях Христовых. Слава, которую Бог явил роду человеческому, обещает еще большую славу.

«Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему». Это слышали все, и это было ясным свидетельством Его Божественного посланничества, хотя в подлинной своей глубине еще непостижимого для мира. «Не для Меня был глас сей, — отвечает Христос, — но для народа». Все, что возвещается о Господе нашем с небес, — возвещается ради нас, чтобы мы последовали Ему в Его страданиях и славе.

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Смерть Христова — суд над этим миром. Диавол именуется князем мира сего, потому что он царствует над миром посредством греха и терроризирует его посредством смерти.

На Кресте Христос открывает нам Бога, Который идет до конца Своей любви, соединяя Свою судьбу с погибающим в грехе родом человеческим. Ныне грех мира — на Нем. Уподобившись рабам, Он распят между двумя разбойниками. Он — с ними, Он — один из них, в то время как сильные смеются над Ним. Они видят в Нем отверженного, проклятого Богом. Сын Божий пришел спасти людей, чтобы они могли приобщиться Его жизни в полноте. И потому Он приобщается всем ужасам человеческого пути там, где жизнь угасает под ударами ненависти. Он касается той глубины бездны, когда нет уже надежды, нет больше жизни. Он сошел в эту бездну, чтобы утвердить в ней любовь Отчую, сжигающую Его сердце.

И происходит неожиданное. Мы слышим в Евангелии от Марка, как сотник — язычник, который командовал казнью, обретает доступ к вере и узнает в Нем Сына Божия. А в Евангелии от Матфея — земля разверзлась, как роженица, и мертвые восстали живыми. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», — говорит Господь. Не смерть приносит плод, а отдающая себя жизнь. Господь живет такой жизнью в предельной степени. Он поистине живет только для других. И с самого начала Его служения мы видим Его побеждающим не с помощью силы. Он служит жизни других, являет Себя там, где эта жизнь погибает, — среди больных, среди гонимых, среди грешников. Его пища — то, чем Он живет каждый день, — творить волю Пославшего Его. Возвещению Царства Небесного отдает Он все Свои силы. И когда видит, что люди отвергают эту Благую Весть, взывает к Отцу: «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».

Слово Божие не напрасно говорит, что во Христе — всегда только «да» (2 Кор. 1, 19). И именно это спасает нас от греха. Грех — по существу своему — всегда «нет». Сосредоточенный на себе, грешник говорит «нет» другим — оттого что стремится господствовать над ними или не принимает их в расчет. Одним этим фактом он говорит «нет» Богу, поскольку он не может жить отдельно от других и отдельно от Бога. Отказываясь от отдачи себя, он остается один, в самозамкнутости, в бесплодии — подобно тому зерну, о котором говорит Евангелие.

Господь спасает нас от греха и дарует спасение, потому что в истории человечества Он один — всецелое «да» — Богу и людям. Это «да», которое Бог ждет от человечества, чтобы жить с ним в полноте общения, — Христос являет в Себе на Кресте. «В Нем не было “да” и “нет”, — говорит Писание, — в Нем было только “да”» — до смерти. Преодолевая смерть верностью Своему служению, до конца отдавая Себя, Христос осуществляет призвание человека. И более того, спасает человечество.

Богу и Его замыслу о мире противостоит не смерть, но отказ от любви. Отдавая Себя Отцу Небесному и людям, Господь преображает смысл смерти. Она уже не плод греха, она становится для Христа выражением абсолютного дара — полной отдачи Себя — который Он приносит Отцу. Такова победа Христа над смертью. Смерть больше не является неодолимой стеной, о которую разбиваются наши жизни. Благодаря Христу она становится Пасхой, переходом, где, отдавая себя всецело Богу, человек обретает доступ к полноте жизни.

«Еще на малое время свет есть с вами, — говорит Христос, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма». Христос есть свет. Он скрывается на время в Своей смерти, как солнце скрывается за тучами, чтобы в Своем Воскресении просиять перед миром в небывалой полноте. Но кто отвергает Его предельное уничижение, тот не может быть причастником Его славы и Воскресения.

Вслед за Христом Церковь входит в ночь своих крестных страданий, но в ней светит свет обетования Христова: «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Он влечет к Себе не силой, а любовью. На Кресте Он простирает Свои пречистые руки, обнимая всех, приходящих к Нему.

Протоиерей Александр Шаргунов

moral.ru