Новости

День Святой Троицы

2014-06-08 13:53 2014
Сегодня, 8 июня, в день Святой Троицы, также именуемый днем святой Пятидесятницы (50-й день после Воскресения Христова), в нашем храме была совершена праздничная Божественная Литургия. Возглавил служение настоятель храма протоиерей Владимир Шкляр в сослужении клириков храма.

Согласно Уставу сразу по окончании Литургии была совершена Великая вечерня на которой коленопреклоненно были прочитаны три молитвы св. Василия Великого обращенные к Триединому Богу.

Вместе с тем, праздник святой Пятидесятницы являет собой обновление души силою Святого Духа и призывает каждого к духовному обновлению в Господе нашем Иисусе Христе. Символически же это обновление согласно многовековой традиции было выражено в обильном украшении храма цветами и зеленью.

Завершением праздничной службы стало обращение священника Петропавловского храма о. Кирилла Шкляр к собравшимся о смысле сегодняшнего праздника.

Из слов проповеди:

Всех вас поздравляем с этим великим и значимым событием для всего мира православного.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, воспоминаем то событие, которое знакомо каждому, кто хотя бы один раз открыл Евангельские тексты или тексты Деяний святых апостолов.

Сегодня мы воспоминаем событие сошествия Святого Духа на святых учеников Христовых, трудами которых вера Христова была распространена по лицу всея Земли. Мы с вами читающие тексты Священного Писания видим для себя, что в период от Воскресения Христова до дня сегодняшнего особо больших сведений, которые бы раскрывали события этого периода во всей полноте, мы не находим. Нет повествований об этом периоде, когда Христос пребывает на Земле после своего Воскресения до дня Вознесения, учил своих учеников и апостолов тайнам Царствия Небесного, и скорее всего этот период времени не засвидетельствован в текстах Священного Писания по воле Творца и Владыки жизни.

Мы с вами дорогие братья и сестры знаем, что ученики описали всего несколько событий и явлений Христа. Некоторые явления Христа своим ученикам сопровождались тем, что они не узнавали Его, а узнавали только тогда когда Господь сам пожелал открыть себя им, ибо не имели еще всей полноты духовного зрения, но было одно событие, ярко выделенное из всего этого периода, событие Вознесения Господня, когда ученики и апостолы стоя наверху Елеонской горы увидели как их учитель и Господь видимым образом со своей Пречистою плотию стал возноситься на небо, и услышали голос Небожителя, который сказал им: « Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите, ибо Христос, как сейчас возносится, таким же образом и придет . И тогда ученики и апостолы окрыленные духовною радостью и надеждой на скорое лицезрение и на скорое пришествие своего Господа и Учителя, спустившись с Елеонской горы, находились в Иерусалиме, ожидая того события, о котором им повествовал голос Небожителя. Но есть еще одна удивительная вещь, ученики и Апостолы Христовы, пребывая с Воскресшим Христом и учась у него тайнам Царствия Небесного после его Воскрешения и до дня его Вознесения пребывали в страхе за свою жизнь, собирались при затворенных дверях, были группой единомышленников, которые воспоминали события из жизни Христа, которые делились моментами встречи со Христом после его Воскресения, и некоторые из них, как мы знаем из Евангельских текстов, не имели веры, и Господь явил пример и неподдельное знание сердца человеческого, когда сказал ученику и апостолу Фоме: « Принеси персты своя, и потрогай мои раны на руках, и руку свою вложи в ребра мои прободенные копьем легионера римского.»

И спустившись с Горы Елеонской, так же при затворенных дверях, имея в сердцах и душах своих страх, в один из дней находясь в горнице услышали сильный шум, как от урагана, и горница наполнилась благоуханием, Дух Святой сошел на учеников в виде огненных языков. Ученики и апостолы, ожидали события, но такого и не могли даже предположить, они знали со слов Христа, что должен прийти Утешитель, тот которого Он от Отца пошлет, и тот ради которого Он вознесся на небо. Вспоминая слова Священного Писания: « Если Я не взойду ко Отцу моему, то не будет вам ниспослан Утешитель Дух, который от Отца исходит».

Никто из учеников и апостолов не мог предположить с чем им предстоит столкнуться. Схождение благодати Духа Святого на учеников и апостолов изменяет этих простых рыбаков, внешне они никак не меняются, они остаются всё теми же галилейскими рыбаками, но происходит полное изменение, полное перестроение их души и духа, они исполняются силою и могуществом. Те кто пребывал в Иерусалиме услышали как ученики и апостолы Христовы стали говорить на понятном для них языке, ибо много было пришельцев во град Иерусалим в честь праздника и это мы знаем с вами, так как слышали из Деяний Апостольских. И ученики Христовы начали благовествовать о евангельской непреложной истине на тех языках, национальности которых присутствовали на празднике в Иерусалиме. И многие кто увидел это чудо, стали говорить, что ученики Христовы охмелели, они приняли большое количество вина. На что Петр твердо ответил, что сейчас только девятый час утра, и они еще не вкушали никакой трапезы и конечно не пили вина, но сила Божия, благодать Святого Духа, сошедшая на них, открыла перед ними тайные знания мира, которые сокрыты были от них до селе, и слово стало обладать жизнью и исполнилось Божественной энергией.

И мы с вами знаем, что услышавшие это слово, тысячами стали креститься, принимая в душу и сердце своё веру в воскресшего Христа, в его спасительную и искупительную Жертву, которую Он принес за нас на Кресте.

Мы так же можем еще раз вознести свои ум и терпение к картине, которая произошла две тысячи лет тому назад и задуматься, что изменения во внешнем образе учеников и апостолов не произошло. Они не приобрели никаких знаний, они не поднялись по социальной лестнице, но произошли изменения через искупительные Страдания Христовы, через Его смерть на Кресте и Воскресение. Благотворящая сила Божия, благодать Святого Духа снизошли на апостолов изменив их внутренний мир, изменив их душу и разум, исполнив их таким могуществом, что даже как мы можем прочесть в Деяниях святых апостолов, даже волхвы стали завидовать им и приносить деньги, прося чтобы они открыли им секрет своего могущества.

Мы с вами знаем, что Петр, тот который при жизни Спасителя не мог исцелить бесноватого, а после схождения на него благодати Святого Духа даже тень его стала обладать целительными свойствами, проходя мимо расслабленных и больных излечивал их своей тенью.

Вот что произошло в день Пятидесятницы, день схождения благодати Святого Духа в виде огненных языков на учеников и апостолов. И мы верные чада Святой матери нашей Церкви, имеем право сказать: «и я имею на себе благодать Святого Духа», ибо сошествием Святого Духа на учеников и апостолов Христовых, благодатью Пресвятого Духа была основана Церковь. И мы сегодня вспоминаем День рождения Святой матери Церкви и этот день торжества может быть сравнен только с воплощением Сына Господня во плоти, с его крестной смертью и Воскресением. Такой значимый день! И эта Церковь основана учениками Христа, которые после схождения на них благодати утратили всякий страх и всякий ужас, и из простых людей сделались боговдохновенными проповедниками, которые своими трудами распространили слова Евангельского благовестия. И Церковь вобрала в себя всю благодать Святого Духа, через священноначалие, через Таинства которые совершаются в Церкви, через верных, тех кто сохранил в чистоте и неизменности веру Христову. И каждый из нас, кто прошел через купель святого крещения и привит к этому духовному стволу через таинство миропомазанья, может по праву сказать: «и я имею Святого Духа». Но не каждый может ощутить на себе благодать Святого Духа. Порой и священнослужитель сталкивается с тем, что чувствует утрату от себя этой благодати животворящей. Порой и каждый верный не может сказать: «и я на себе ощутил всю полноту и действие благодати Духа Святого». И на эту тему хорошо сказал святой учитель Церкви Иоанн Златоуст: «Сила Божия, благодать Святого Духа утрачивается и не может быть осязаема, если сердце наполнено страстьми и неверием».

И вот эти события, чувства и состояния, которые пребывают в сердце человеческом, являются преградой для того, чтобы благодать Святого Духа действовала на нас, исправляла и изменяла в нас все болезненности и греховности нашей человеческой природы. Порой ты слышишь от человека слова, который вроде и просвещен светом святого крещения, но поносит Церковь, говорит гадкие и обидные слова по отношению к Церкви Христовой, а говорит он это потому, что в сердце его полно страстей и неверия, его сердце не бьется радостно в унисон с тактом Божественной Литургии, такой человек беден и несчастен. И как поступить чтобы изменения наступили в наших душах и в наших сердцах, чтобы мы сами могли в полной мере ощутить на себе благодать Святого Духа? Нужно много потрудиться, поддержать контроль, быть радикально настроенным по отношению к самому себе. Нужно через покаяние, через молитву, через участие в святых Христовых Таинствах, через участие в таинстве Евхаристии сохранять и приумножать в себе то, что мы получили в купели святого крещения. Ведь благодать Божия неотступно пребывает в Церкви. Будем мы братья и сестры прилагать усилия, молитвою, трудом и постом очищать свои душу и сердце от скверны страстей и грехов, изгонять неверие и сомнения, очистим сосуд души своей, дабы благодать Божия коснулась и нас, и вела и наставляла к доброму и благочестивому. Будем видеть присутствие силы Божией в мире через Крест Христов и будем стараться всею своей жизнью соблюдать и сохранять эту святость благодати Духа Святого во веки веков Аминь.

Священник Кирилл Шкляр