Из обращения настоятеля храма протоиерея Владимира Шкляр к богохранимой пастве в праздник Успения Пресвятой Богородицы:
«В нынешний день я хочу вас поздравить с этим удивительным и великим праздником — Успением Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Кажется, такой печальный день. В этот день умерла Матерь наша Богородица, а мы вот не печалимся, а торжествуем и радуемся.
Пресвятая Богородица очень часто была на горе Елеонской, откуда Господь вознесся, и часто там молилась Сыну своему потому, что Она искала чтобы Господь и Ее взял на Небо, чтобы Она уже закончила свой земной путь, умерла и Господь бы не оставил Ее потому, что Она очень сильно веровала в ту, будущую загробную жизнь и веровала что Сын Ее не оставит Ее. И когда в один из вечеров Она молилась на горе Елеонской, предстал перед ней архангел Гавриил, благовестник, и благовестил Ей, что скоро, то есть через 3 дня, 28-го, по старому стилю 15 августа Господь заберет Ее душу. Она ни сколько этим не опечалилась, наоборот радость была на Ее лице. Она радовалась и ликовала.
Почему этот день называется Успением? Почему не смертью? Потому что Царица Небесная, Она как будто тонким сном уснула, упокоилась как будто. Она показала пример, что каждый человек идя путем Ее жизни земной может также воскреснуть. И подражая своей Наставнице, Матери Бога, Матери всего народа христианского, мы должны также жить, также как и Она. Подражая Матери Божией надо жить так, чтобы никакая мысль не осела в нашей душе и не разжигала нашу плоть и целомудрие. Подражая Матери Божией будем следовать этим путем, других путей в Царствие Божие нет. Путь в Царство Божие — это крестоношение. Поэтому несите достойно каждый, крест который дан Господом. Он разный у каждого человека и Господь дал каждому человеку по силе и если будем идти этим путем, то мы заслужим у Бога прощения за свои согрешения и войдем в Царство Божие со всеми угодившими Богу. Аминь.»
Успение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».
После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его.
По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было.
Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа - «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).