© Free

Благовещение Пресвятой БогородицыСердечно поздравляем всех вас, дорогие братья и сестры, с великим двунадесятым церковным праздником Благовещения Пресвятой Девы Марии!

Сегодняшний праздник выпал на неделю Крестопоклонную. В этот день мы в центре храма лицезреем и икону Благовещения, и Крест Животворящий и Спасительный, которым Господь спас всё человечество. И если в церковной богослужебной жизни не часто бывают такие совпадения, то, надо признать, что в нашей жизни эти два события идут бок о бок, потому что каждый из нас постоянно призывается вспомнить, с одной стороны, о том, что послужило началом нашего спасения, а с другой стороны, [о том — здесь и далее прим. ред.], что явилось завершающим звеном, которое поставило последнюю утвердительную точку: да, быть спасению человечества! И даже в утренних молитвах две молитвы идут рядом: Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою,.. а следующая молитва — Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое… И вот это совпадение двух очень важных событий в жизни Церкви, оно, конечно, для каждого из нас свидетельствует о том, что было совершено нашим Богом и нашим Спасителем, Господом Иисусом Христом.

Само по себе событие Благовещения удивительно. Само по себе событие Благовещения настолько уникально, что церковные толкователи, церковные учителя посвящали этому событию самые вдохновенные и самые лучшие свои произведения и слова, свои лучшие проповеди, превознося здесь, конечно, величие Девы Марии.

Мы редко задумываемся о том, какой подвиг совершила Пречистая. Но, если Бог создал человека свободным, наделив его даром свободной воли, и дал возможность человеку, в принципе, жить, как ему хочется, то в лице Пречистой Девы Марии мы зрим того, кто жил не так, как хочется Ей, а так, как благословляет Господь. И вот это послушание Пречистой, с самых, можно сказать, младенческих пелен, Она засвидетельствовала пред лицем Божиим, будучи посвященной и приведенной в Храм Иерусалимский, возрастая при Храме среди учителей, храмовых и церковных, изучая Священное Писание, навыкнув здесь не только размышлять над священными текстами, но, как говорит нам предание, и беседовать даже с ангелами. Дева Мария явила это величайшее послушание, основанное на еще, наверное, большем смирении, которое Она засвидетельствовала и в момент Благовещения. Когда Архангел явился ей и, приветствуя ее, назвал Благодатной, она смутилась, потому что слово «Благодатная» значило, что Она имеет благодать, которая выше человеческого добра. Это нечто высшее, это дар с неба. Затем он сказал, что Она «благословенна между женами» (см.: Лк. 1: 28), т. е. Она избрана среди всех женщин, живущих в мире, чтобы быть Матерью Того, Кто имеет воплотиться. Но Дева Мария, давши Богу обет девства, изумляется и говорит: «Как будет сие, когда я мужа не знаю?» (см.: Лк. 1: 34) И ангел, поясняя, отвечает: «Дух Святый найдет на тя, и Сила Вышняго осенит тебя. Темже рождаемое Святое Дитя наречется Сын Божий» (см.: Лк. 1: 35).

И, услышав это, Дева Мария по послушанию и смирению принимает эти слова, принимает возможность совершения этих слов, хотя речь идет о событии, которого никогда не было и больше никогда не будет в истории человечества. Речь идет именно о Благовещении, как скажет преподобный Иоанн Дамаскин, о творческом вселении Бога Слова в утробу Девы. И Дева Мария говорит: «Се, раба Господня, будет Мне по глаголу Твоему» (см.: Лк. 1: 38). И как только Дева произносит эти слова, можно утверждать вместе с евангелистом Иоанном Слово плоть бысть (Ин. 1: 14). Как только дается добровольное волеизъявление со стороны Девы Марии, а, можно сказать, в ее лице — со стороны всего человечества: да, да будет так, — тотчас Бог становится человеком. И для многих из нас, надо признать, тот догмат, который зиждется на событии Благовещения, является пробным камнем нашей веры, потому что православное церковное учение утверждает, что Дева до Рождества, в момент Рождества и после Рождества была и остается Девой — Она Приснодева.

«Бог там, где хочет, побеждается естества чин» (ср.: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» — слова из песнопения вечерни Благовещения Пресвятой Богородицы и Богородична 4-й песни Великого покаянного канона Андрея Критского). Так говорят церковные песнопения, потому что Он творит то, что хочет. И дело Его творения, т. е. дело твари, которую Он создал, и в лице человеческого рода в том числе, — принимать эти важные положения, принимать с доверием и верою к Богу в то, что это так.

Но еще, можно сказать, в этом событии для каждого из нас зрится и нечто большее в приложении к каждому из нас — поскольку Дева учит нас смирению и поскольку Дева учит нас послушанию. Можно сказать, очень прообразовательно поступает Она. И в то же время, если можно так выразиться, компенсирует то, что было некогда совершено Евой в раю. Человек находился [там] и испытывал райское блаженство до тех пор, пока был в послушании у Бога. Бог запрещал есть плод от древа познания добра и зла, и человек не вкушал — и беседовал с Богом, и чувствовал, что действительно благ Господь; что свет, любовь, радость, которые изливаются от Него, — это источник вечной, именно вечной блаженной жизни. Но как только преслушался человек Бога и послушался диавола, тотчас рай для человека превратился в ад. И Адам, еще находясь в раю, начал бегать от Бога, испытывая чувства неудобства, стыда…

Пресвятая Дева поступает по-другому. Она, находясь в юдоли изгнания, принимает то, что Ей говорит Господь, — принимает в молчании и смирении. И, может быть, для каждого из нас это очень важно, поскольку мы часто не готовы принять волю Божию о нас. Не готовы принять ее в том молчании и смирении, которые являет Дева Мария. Мы постоянно ропщем, и постоянно выражаем недовольство по отношению к тому, что с нами случается. Мы постоянно забываем о том, то это и есть та спасительная воля, которая исправить готова (мне помочь!) и сердце моё, и всё естество, и ум. Но я ропщу, я не принимаю того, что меня окружает. И совершаю не что иное, как сбрасывание со своих плеч, со своих рамен, спасительного креста, который возлагает на меня Господь.

И в сегодняшний день, когда, можно сказать, мы находимся в середине поста, Святая Церковь для укрепления нас в подвиге поста (да и, надо сказать, в жизненном подвиге, когда плоть немножко уже утихомирилась, и душа уже немного очистилась), [являет нам Святой Крест Господень]. Для каждого из нас Крест являет уже нечто большее, чем в обычные дни года, в дни Великого Поста. Так вот, для нашего укрепления и утверждения в вере и в ревности шествования за Господом, Церковь износит в центр храма Животворящий Крест Господень, свидетельствуя нам об одной очень простой истине. Господь говорит: «Если ученик хочет быть там, где учитель, то должен совершать то, что совершает его Божественный Учитель» (Ср.: Матф. 10: 24-25).

Господь прошел путем крестным по жизни. Господь разделил с человечеством страдания и боль, поношение и уничижение. И если мы считаем себя избранными христианами, носим это святое имя, то пусть каждый из нас, особенно в такой день, как сегодняшний, задумается о том, что предлагает нам Святая Церковь. Да, можно сказать, что Церковь возлагает на нас слишком тяжелые бремена, непонятные для многих из нас и действительно скорбные. Но, с другой стороны, те, кто предается воле Божией, и те, кто отдает свою волю в послушание Богу, знают, что нет ничего блаженнее и слаще, чем следование по стопам нашего Господа, потому что, действительно, тот мир, то умиротворение, та великая духовная радость о Господе, которая начинает овладевать душой, тот свет духовной зари, который начинает зреть кающаяся душа, — они неизреченны и не сопоставимы абсолютно ни с чем, из того что есть в этом мире, из того что мы называем счастьем и блаженством.

И пусть в сегодняшний день, с одной стороны, ревность в деле богоугождения (желание следовать [за Господом] и нести крест, который возлагает на нас Господь), соединенная с утвержденностью в необходимости быть послушным этой [Божьей] воле, подобно тому как это сделала Пречистая Дева, сотворят нас достойными христианами. Пусть они в наших сердцах возжигают этот свет вечной блаженной жизни, этот свет и эту радость праздника, который мы называем Праздником Пасхи! Пусть они нас делают достойными гражданами Небесного Отечества!

Аминь.

Протоиерей Георгий Климов

troitseparaskevo.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook