Яндекс цитирования

С сентября месяца каждое воскресенье по окончании Литургии при храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла проводятся богословские курсы. Приглашаются все желающие.

Апостол Петр

Апостол ПетрБрат первозванного Апостола Андрея, святой Апостол Петр, носивший до призвания Господом Иисусом Христом имя Симона, сын иудея Иона из колена Симеонова, происходил из Вифсаиды, незначительного и малоизвестного галилейского городка в Палестине. Он взял себе в супружество дочь Аристовула, брата святого Апостола Варнавы, и имел от нее детей: одного сына и одну дочь. Симон был человек бесхитростный и некнижный; проникнутый страхом Божиим, он соблюдал все заповеди Господа, ходя пред Ним без порока во всех делех своих. Занятием Симона было рыболовство; этим трудом рук своих он, как человек бедный, снискивал пропитание для своего семейства, кормя жену, детей, тещу и престарелого отца своего Иону.
Брат же Симона Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии (Мф., 3 гл.), и сделался его учеником. Слыша свидетельства учителя своего о Христе Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: вот Агнец Божий (Иоан.1:29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим крестителевым учеником пошел во след Господа, вопрошая Его:
- Равви, где живешь?
- Пойдите и увидите, - отвечал им Спаситель.
Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Иоан.1:38-39).
На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему:
- Мы нашли Мессию, Христа.
И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал:
- Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр) (Кифа - слово сирское и значит камень; то же самое значит и греческое слово Петр (петра - скала, камень)) (Иоан.1:41-42). И тотчас святой Петр возгорелся любовью к Господу, уверовав в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира. Но он всё еще не покидал своего дома и не оставлял своего занятия, доставляя своим домашним необходимое для прожития; в этом ради престарелого отца помогал иногда Симону и брат его Андрей; так жили они до времени призвания Господом на апостольское служение.
Однажды, после заключения Иоанна Крестителя в темницу, Господь Иисус Христос проходил близ моря Галилейского (оно известно еще под именем моря Тивериадского или озера Геннисаретского) и, увидев Петра и Андрея, закидывающих сети в море, сказал им:
- Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф.4:18-20).
Какими же именно ловцами Господь хотел сделать их, на это Он предуказал чудесной ловлей рыбы. Войдя в лодку Симона Петра, Христос повелел ему закинуть сети, на что Петр отвечал:
- Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть.
Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась, что было прообразом духовной апостольской ловитвы, апостолам предстояло уловить многие народы на спасение мреже Слова Божия. Увидев такое чудо Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал:
- Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Ужас объял его и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. В ответ Петру, призывавшему Господа удалиться от него, Спаситель, наоборот, призывает его следовать за Собою:
- Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти.
С этого времени святой Апостол Петр следует за Христом, как, и брат его Андрей и прочие только что призванные ученики. Господь любил Апостола Петра за его простосердечие: он посетил бедный дом Симона, где исцелил прикосновением руки его тещу, лежавшую в горячке. А когда утром Господь, восстав, удалился на молитву в пустынное место, то Петр и бывшие с ним, не терпя и одного часа быть без Господа, пошли за Ним, старательно отыскивая любимого Учителя; и, нашедши Его, сказали Ему:
- Все Тебя ищут, Господи.
И не отлучался святой Апостол Петр от Господа, но неотступно находился при Нем, наслаждаясь Его лицезрением и Его словами «сладчайшими паче меда». Он был очевидцем многих и великих чудес Господа, ясно указывавших на Христа как Сына Божия, в Которого и веровал без всякого сомнения. А как веровал сердцем «в правду», так и устами исповедал «во спасение». Когда Господь пришел в страны Кесарии Филипповой (город этот был расположен близ истоков Иордана; он обстроен сыном Ирода Филиппом в честь кесаря Тиверия, отсюда его и наименование.), то спрашивал учеников Своих:
- За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Они сказали:
- Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков.
Он говорит им:
- А вы за кого почитаете Меня?
Симон Петр ответил:
- Ты - Христос, Сын Бога Живого. Апостол Петр
Это истинное исповедание Апостола Господь удостоил ублажения и обетования; Он сказал святому Петру:
- Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты, Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (здесь под камнем разумеется не ап. Петр, а вера, исповеданная им, или Сам Господь; обетование о даровании ключей Царства Небесного Господь затем, по Своем воскресении, повторил и всем Апостолам (Иоан.20:21-23)).
Горевший теплою любовью к Господу, святой Апостол Петр желал, чтобы никакое зло не коснулось Его; поэтому, когда Господь предсказывал о Своих страданиях, он прекословил Ему, говоря по неведению:
- Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Хотя эти слова Апостола и не были угодны Господу Иисусу, Который на то и пришел, чтобы Своим страданием искупить от погибели человеческий род, но тем не менее они внушены были усердною любовью к Господу; в них обнаружилось, кроме того, и незлобие Апостола: услышав укоризненное слово Господа «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн», Апостол не почувствовал гневного раздражения и не удалился от Христа Спасителя (сатана - слово сирское, значит противник; в тесном смысле так в Священном Писании именуется начальник злых духов (1Сол.2:18); в более же широком значении слово сатана означает вообще противника воли Божией, хотя бы от некоторой простоты и неразумия, как это видим в настоящем случае со св. ап. Петром.), но, с любовью выслушав порицание, еще с большим усердием следовал за Господом (Мф.16:13-23). Однажды многие из учеников, не могшие вместить слов Господних (о Таинстве приобщения Плоти и Крови Христовых. (Иоан.6:53-58)), говорили о них:
- Какие странные слова! кто может это слушать?
И затем отошли от Спасителя и уже не ходили с Ним. Тогда Господь Иисус сказал «двенадцати»:
- Не хотите ли и вы отойти?
Симон Петр отвечал Ему:
- Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога Живого (Иоан.6:53-58).
Имея такую веру и такое усердие к Господу, святой Апостол Петр дерзнул просить у Него дозволения придти к Нему по воде (подобно тому как Сам Господь приближался к Своим ученикам по бушующим волнам Геннисаретского озера (Мф.14:22-27)). Господь не возбранил этого. Тогда святой Апостол Петр, выйдя из лодки, «пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу». Но не имея, до приятия Святого Духа, совершенной твердости в вере, он, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:
- Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему:
- Маловерный, зачем ты усомнился? (Мф.14:28-31).
Господь, избавивший святого Апостола от потопления, избавил его и от маловерия, когда сказал ему:
- Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк.22:31-32).