© Free

o rasslablennomХристос Воскресе!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Други наши! Воскресное чтение Святого Евангелия 4-й недели по Пасхе собирает нас сегодня к водоему, называемому Овчая купель. Казалось бы, что нам за дело до того, что происходило когда-то и с кем-то. Мы же люди другого времени и других жизненных обстоятельств. Но не будем делать поспешные выводы, а внимательно умом и чувствами вникнем в то, что увидим и услышим у этого источника, ибо там открываются пути Промысла Божия о человецех, живущих во все времена.

Раз в год по Божьему благоволению воды Овчей купели становились чудесно целительными. Ангел, снисходя на воду и возмущая ее, привносил в них небесную силу. Вокруг купели в напряженном ожидании постоянно лежали, сидели и толпились люди, вглядываясь в спокойную гладь ее вод, ожидая целительного их движения. И никому не было дела до других. Своя боль, своя нужда – самая важная, а это всегда явный показатель душевного состояния человеческих сердец. Я, я должен быть здоровым вполне; мне необходимо быть здоровым и успешным в этой жизни любой ценой. И мы наглядно видим, что тогда в водах Овчей купели исцеление получали самые шустрые, самые ловкие, но, конечно же, не самые больные и нуждающиеся. А это значит, что все, буквально все, пребывающие в притворе, были расслаблены душой. И ангел, возмущавший воды купели, беспристрастно зрел борьбу людей за личное благо, зрел на господство эгоизма, себялюбия и самости. Но, дорогие мои, не дошли ли эти страсти и до нашего времени, не господствуют ли они в нас, попирая теперь уже и Законы Нового Завета?

Вот первая тема для размышления нам, вникающим сегодня в смысл евангельского повествования. Человеческое сердце, оно всегда и во все времена пред очами всевидящего и всеведущего Бога. И нет горше несчастия для человека, чем иметь иссохшее в эгоизме, лишенное добрых устремлений сердца. На наши немощи милосердие Божие приходит часто и без нашего зова, от нас же Бог ждет благодарности и отклика милосердия и любви к ближним. «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36) – звучит сегодня призыв Божий к нам.

Дорогие мои, и в назидание нам как же внимательно следит Святое Евангелие за тем, что происходит у водоема. Вот у самого края его лежит расслабленный. В свое время, прибегая к врачам, он издержал на лечение все свое имение, но надежда на помощь человеческую оказалась напрасной. И уже 38 лет этот живой мертвец с замиранием сердца и надеждой на Бога следит за гладью вод, чтобы не упустить момента их взыграния. И каждый год он делал над собой невероятные усилия, чтобы достичь желаемого исцеления, но – увы. Кто-то другой, более подвижный и ловкий, похищает Божию благодать исцеления, и надежда расслабленного уступает в его сердце место горечи несбывшейся мечты и отчаянию. И опять отступает надежда на Бога: «Человека не имам, который опустил бы меня в купель» (Ин. 5, 7). Дума о помощи человеческой, подспудно таясь в сердце несчастного, борется с надеждой на Бога. Сколько душевных сил и терпения явил расслабленный за годы своего пребывания у недосягаемых для него целительных вод, колеблясь между верой, надеждой и сомнением.

Но кто в то время знал, что уже второй год, как в мире явился Человек-Спаситель – Иисус Христос, который Сам и без просьбы страдальцев обращается к ним: Хотите ли здравы быти? Бог, только Бог, и никто другой, не может реально помочь нам. Да и возможна ли человеческая помощь, если расслабленность наша часто бывает следствием грехов наших и нечувствия и является делом вразумляющего Божия наказания.

Но вернемся к Силоамской купели. Вопрос Христа страдальцу: «Хощеши ли здрав быти?» Затаенная боль звучит в ответе расслабленного: «Человека не имам». И это скорбь всего рода человеческого – боль о богооставленности. Но у Силоамской купели, крыющийся в образе смертного человека, Своим всемогущим словом открывается миру Бог: Встань, возьми одр твой и ходи, проповедуя Мою силу и велию милость. Слово Бога тотчас стало делом. Милость Божия не замедлила явиться в чуде  исцеления на одном человеке, давая наглядный пример грядущей благости Божией и готовность целить весь страждущий мир. «Тебе ради Человек бысть, тебе ради в плоть облекохся», – говорит нам Богочеловек Христос и учит нас ничего не ожидать от людей и все попечение возложить на Господа.

Но, други наши, обратим еще свое внимание на слова Спасителя, позднее сказанные исцеленному: «се здрав быв, к тому не согрешай, да не горше что тебе будет» (Ин. 5, 14). Отеческое вразумление и забота прозвучали в этом наказе. Человек, помни, помни свои немощи, свою греховность, не забывай и о милостях Божиих, которые и в наказаниях, и в исцелениях всегда милости. Сердцеведец зрит наше прошлое, настоящее и будущее. И даже предвидя горечь нашего будущего падения, как случилось с исцеленным расслабленным, Он милостью Своей не лишает человека надежды на обращение к истине, к правде Божией. Он милосердствует нам и терпеливо ждет нашего личного выбора, нашей веры и доверия Ему. Исцеленный же словом Спасителя расслабленный не услышал отеческого предостережения и вместо благодарности почти тотчас предал своего благодетеля злобствующим на Христа иудеям, добавляя в горькую чашу своих тридцативосьмилетних страданий еще и бесконечную, вечную муку. И это тогда, когда Бог был рядом, когда Его всемогущество и любовь явились над несчастным и коснулись его со всей неоспоримой очевидностью.

В Ветхом Завете Силоамская купель была прообразом купели крещальных вод нашей православной Церкви, когда не единожды в год возмущается вода, но всякий раз погружением в нее человека. Животворящее дело Святого Духа готово исцелить любого, и Божия любовь бесконечно изливается на человечество и дарует не только телесное, но и духовное здравие. Вот и еще один важный урок преподносит нам сегодняшнее Евангелие. В таинствах Святой Церкви мы получаем милость Божию. Но как сохранить этот бесценный дар Божий?

Дорогие наши, постоянное внимание к своим поступкам, к словам, к мыслям – залог успеха в духовной жизни. Только бодрствующие над своим сердцем не пропустят момент Божия милосердия к своей душе и будут хранить Божий дар как зеницу ока.

Дорогие мои, эти уроки настоящего Евангельского чтения Святая Церковь преподносит нам вслед за Великим животворящим праздником Воскресения Христова. Вслед за убедительнейшими свидетельствами о Христовом воскресении апостола Фомы и жен-мироносиц, чтобы, празднуя, мы не расслаблялись и носили в сердце спасительную духовную жажду. Всего три дня в службах церковных будут звучать для нас напоминания об уроках, преподанных миру у Силоамской купели. А праздник Преполовения прервет эти напоминания и стремительно поведет нас к явлению Святого Духа, Святой Троицы, когда мы, верные и благодарные Богу, воспоем свет Отца чтуще, свет Сына славяще, свет и Духа возвещающе.

До праздника Святой Троицы остается еще три недели, и каждая из них даст нам уроки как непреткновенно идти на зов Божий. Будем же, други наши, осмысливать эту духовную школу и бережно сохранять их примерами самой нашей жизни. Ежедневно по утрам представ Богу, не забудем напоминать Ему: душу мою, Господи, во грехах всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленного воздвиг еси древле..

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

otetsioann.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook