© Free

samaryanВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Други наши, «преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами» ‒ слышали мы с вами три дня назад. Это Святая Церковь Христова – начиная с праздника Преполовения и всю следующую седмицу напоминает нам о главнейших истинах бытия, без чего ни временная, ни вечная жизнь невозможна. И вода ‒ Божий дар всему живому, что дышит и живет на земле, для человека становится еще и проводником в жизнь вечную. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», – свидетельствует Сам Христос.

Вот и сегодня, как всякое воскресенье, мы с вами заглядываем в неизмеримую, бездонную глубину этого кладезя, чтобы каждому черпать из него по своей силе и возможности и потребности воду жизни. Мы слышали дневное Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотиной у древнего кладезя, ископанного в пустыне еще праотцем Иаковом. Эта беседа ‒ встреча двух заветов, когда всемогущее слово Сына Божия претворяет источник земной воды в воду жизни вечной. Нет необходимости повторять снова сюжет евангельского повествования. Но, вникая умом в глубину события, случившегося у источника Иаковля, мы с трепетом сознаем, что и по сей день, и в наше время продолжают действовать оба эти источника жизни. Как жизнь на земле немыслима без воды, так и у истока вечной жизни струятся воды крещальной купели, переходящие в многоводный поток вод евангельского учения. Сколько путников прошли сквозь пустыню и пересохшими губами приникали к источнику, чтобы идти дальше, до следующего источника; сколько раз в день и самарянка возвращалась на кладязь, чтобы утолить потребность в воде ‒ свою и близких. Пил из него сам праотец Иаков, пили его дети и его скот; черпали из него воду, поддерживая жизнь, его потомки и потомки его потомков. Верные Богу руки и сердца ископали сей источник, но он и тогда, как и теперь, не мог утолять надолго жажды приходящих к нему, ибо по слову Спасителя: «всяк, пияй от воды сея, возжаждется опять» (Ин. 4, 13).

Но эта единственная встреча грешницы самарянки с Христом обернулась для нее встречей с живым Богом, и у кладезя жизни временной впервые забил для мира неведомый доселе источник жизни вечной.

Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущий в жизнь вечную. И источник сей не иссякнет и не оскудеет, ибо изрыт он не человеческим тщанием, и ничто не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств. Источник этот на земле – Святая Церковь Божия, а живая вода его – это сила Божией благодати, просвещающая, освещающая и прощающая всякого человека грешника, приникшего к нему.

Будем же, други наши, говорить сегодня о главном. Ведь впервые в этой встрече в начале Своего общественного служения Христос исповедовал Себя открыто Мессией – Спасителем мира: «Аз есмь Спас миру – Христос!»

Христос Бог и человек пришел в мир взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа, не принадлежащего по своим верованиям ни к иудеям, хотя и ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не перед злобствующими иудеями отрывает Себя Христос, а перед не знавшею истины, но незлобивою женщиною.

Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. Но вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже в сердце простой женщины. Для Христа же Спасителя, для Его учения, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. «Жено, веру Ми ими, яко грядет час и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною», ‒ получает самарянка ответ от Христа.

Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи; и не на горе Гаризим, где собирались молиться самаряне; и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, ищущее Истины, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине.

Ни один из земных источников не утолит духовной жажды, но только живая вода учения Христова и вера в Него как в Спасителя и Искупителя мира. И жена самарянка поверила слову Иисуса, и тотчас вера ее стала источником воды живой и для других. Оставив все свои житейские попечения, забыв почерпало и свою нужду в воде, она понесла живое свидетельство явленного ей чуда в город, и жители его вышли ко Христу – Источнику Живой воды. И они тоже встретили живого Бога и уверовали в Него. Жене же говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, яко Сей есть воистину Спас миру – Христос» (Ин. 4, 42). Вера же самарянки увенчала ее святостью. Она приняла мученическую кончину за проповедь Христова учения ‒ была брошена живой в колодезь.

А Спас миру, Христос и вчера, и днесь, и во веки той же.

Но почему этот древнейший по времени Источник Жизни многими теперь остается забытым, а многими и отвергается? И слова Спасителя: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь»(Ин. 14, 6) ‒ остаются неуслышанными непонятыми, непринятыми. И это объяснил Он в свое время иудеям. Объяснение это действительно на все времена, Христос Истину говорил им. Но ложь обратилась для них в истину, а Истина Божия несовместима с ложью и потому невместима для них.

Ложь! Не она ли есть теперь и для нас та страшная болезнь, что ставит нынешний мир на грань катастрофы? Не ложь ли вытесняет Истину из жизни и вокруг Церкви Божией, плодит многочисленные секты, ереси и разделения. И несоответствие слова и дела – порождение все той же лжи, убивает дух жизни в нас.

Други наши, совсем не случайно сегодня встает вопрос об этой болезни в человеке, о духе лжи, овладевшим им. Отец лжи – диавол.

Истинные же поклонницы поклоняются Отцу духом и истиною

Истинные поклонницы поклоняются Истине. Мы можем быть грешны, плохи, но мы не можем быть лживы, истина и ложь несовместимы. Христос Бог силен спасти каждого человека, но Он бессилен пред нашей ложью, когда мы опутываем себя ею. Лжем себе, лжем перед людьми, лжем Богу. Христос спасает кающегося грешника, но не может помочь мнимому праведнику, каким мы любим представлять себя.

Теперь же, когда обессиленные духовной жаждой люди, больные и отравленные мутью ядовитых безбожных учений, современные самаряне и язычники ищут Истинную воду Жизни, чтобы оживить умирающий дух и укрепить ослабевшее тело, надо найти в себе правдивость и силу увидеть себя без прикрас и лжи. Ведь только тогда Господь – Истина и Правда ‒ сможет откликнуться на нашу горькую правду и научить нас поклоняться Ему в духе и истине.

Жажда Истины – вот первое условие, необходимое нам, чтобы подобно самарянке встретить в жизни Живого Бога. А во свете Истины Божией мы увидим и свое падение, и свою греховность. И чувство горя от увиденного приведет нас к покаянию, и Божия благодать Своей живительной силой восставит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободив от оков греха.

Други наши, мы живем ныне в такое уплотненное время, когда опыт духовного возрастания совершается зримо, не растягиваясь на десятилетия. Человек был мертв и ожил, «пропадал и нашелся». Сколько же таких живых мертвецов пришло ныне в Церковь с распутий жизни, водимых чувством жажды Истины и страхом пред разверзшейся перед ними пустотой. И Господь творит чудо, восставляя мертвых к жизни.

Вслед за жаждой Истины скоро, очень скоро начинает в жаждущем появляться и познание Истины, ибо Сам Господь открывает Себя ищущему Его. Истина – это и есть Сам Господь. «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь», – говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия неминуемо является вместе с Богом в нашу жизнь в таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в жизнь вечную.

Истина – это есть и слово Божие – живое, всегда действенное, ведущее путника по пути жизни. «Слово Твое есть Истина», ‒ свидетельствует Писание (Ин. 17, 17).

Истина – это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. Дух Святой наставит нас на всякую правду. Вот три живоносные струи одного Источника – Источника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует познание этой живоносной истины.

Но вот и еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной, Он видит меня, мои поступки, предвосхищает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума. Господь мой, и Бог мой! Мой Господь!

И неужели нас не убеждает в везде присутствии Божием тот очевидный факт, который история являет нам ныне. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы», – свидетельствует Писание (Лк. 12, 2). Сотворенное во мраке ночи обнародовано днем; погребенное временем (семидесятилетняя новейшая история России) – восстало очевидностью ныне содеянного; тайное явилось, когда его не ждали, когда о нем хотели забыть. Тайна явилась и обнародовала истину. И свет [истины] во тьме светится, и тьма его не объят» (Ин. 1, 5). Истина Божия восстала пред миром в сонме святых, некогда поруганных и оболганных, являя миру их правду. А тьма поглотила тех, кто восставал на истину, и память их погибла.

Дорогие мои, Бог ждет нашего живого обращения к Нему. И дар Божий − чудесная свобода человеку − всегда ставит нас пред выбором: чрез все события, все горести и радости идти или не идти к правде и любви Божией, которой нет конца. Господь всегда с нами, но мы-то не всегда идем к Богу и за Богом. Вот почему остается для нас реальная опасность: у кладезя жизни оставаться мертвыми, и у живой воды − жаждущими, и у благодати – без благодати.

И нет, други мои, для богопочтения и жизни в Боге ни особого времени, ни особых обстоятельств, но всегда и во всем подлинная жизнь в Боге состоит в том, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг жизни.

Насыщайтесь же, дорогие наши, водою жизни. Идите ко Христу – Источнику ее, идите в духе и истине, и источники живой воды потекут и через вас к тем, кто еще не нашел живительного Источника и истаевает жаждой в пустыне жизни.

Словами архиепископа Херсонского Димитрия завершу я сегодняшнее наше хождение на источник живой воды, чтобы его боговдохновенные слова напечатлелись на скрижалях сердец ваших, став действительным руководством к жизни в духе и истине.

Кто молится Богу духом?

тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душею и сердцем; кто, ограждая себя знамением Креста Господня, взирает духом на Самого распятого на Кресте; кто, преклоняя главу свою, преклоняет пред Богом и сердце, и душу свою; кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полной преданностью воле Божией.

Кто молится Богу истиною?

 – тот, у кого душа и сердце оживлены верою и любовью, оживлены мыслями, чувствами, надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы святых; кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма; кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самой жизнью, и делами своими; кто, прося у Бога хлеба насущного, сам разделяет его с другими неимущими и тем более не отнимает его у других; кто, прося у Бога прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешающему перед ним; кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему поводов к претыканию и соблазну; кто, произнося в молитве священнейшие слова «да будет воля Твоя», искренне готов исполнить и претерпеть все, что повелевает сия святая воля. Претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его – до креста, до смерти. Таковых-то ищет Отец Бог, поклоняющихся Ему.

Господи! Жаждущую душу мою благочестия напой водами!

Воистину воскресе Христос!

Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

otetsioann.ru

Контакты

Телефон: +7(727)302-15-44

г. Алматы, ул. Казыбек Тауасарулы 14, выше проспекта Аль-Фараби

Яндекс цитирования

Facebook